Тонъе (восточное Йе, кор. ???, ???, кит. трад. ??, упр. d?ng hu?, пиньинь: Дун Хуэй) — раннекорейское государство, занимавшее северо-восточную часть Корейского полуострова с примерно 150 года до н. э. до 400 года н. э. На севере граничило с Когурё и Окчо, на юге — с конфедерацией Чинхан и китайским округом Лолан на западе. Сегодня на территории, некогда занимаемом Тонье, находятся провинции Хамгён-Намдо и Канвондо, Северная Корея, а также Канвондо, Южная Корея.
На севере граничило с Когурё и Окчо, на юге с Чинхан, на западе с Лэланом, на востке упирается в море.
По китайским легендам, У-ван сделал Цицзи (en:Jizi ) правителем Кочосона, он распостранил в на землях Кочосона и Тонъе земледелие, этикет, щёлководство, и ввёл восемь законов: за убийство смерть, за ранение — возмещение количеством хлеба, вора отдают в рабство к обкраденному и женщину его отдают в слажанки, можно откупиться заплатив 500 000 (неизвестно чего, возможно чохов). Эти законы в древности распосранились среди населения и способствовали нравственности.
В первом упоминании о Тонъе говорится, что это был вассал Кочосона при короле Вимане во втором веке до н. э. После падения Кочосона оно перешло под контроль китайского округа Лолан, а затем стало подчиняться набиравшему мощь Когурё.
Через 40 поколений после Цицзи, Кочосонский князь Чжунь (?, Чун (Кочосон)) объявил себя ваном. Впоследствии его сверг Виман (Кочосон).
В 126 году до н. э., правитель Тонъе Наньлюй (??) восстал против Уго (Кочосон) и 280 000 поддаными переселился на Ляодун и У-ди создал для его народа прифектуру Цахай (???), но вскоре упразднил её.
Впоследствии Тонъе находилось под китайским контролем и было несколько раз переформировано в разных областях. Нравственность осслабла, преступность возрасла, законы состояли не из 8 древних статей, а из 60.
В 30 году н. э. китайцы отозвали чиновников из Тонъе, а местным правитилям дали достоинства сяньхоу (??) и обязали их являться ко двору императора. Впрочем, все они были слабы. Было три класса правителей: Хоу (?), И (?, правитель города?), цзюнь (?)
Около 400 года н. э. король Квангэтхо полностью подчинил Тонье Когурё, однако небольшая часть южного Тонье досталась государству Силла.
Считается, что Тонъе населял тот же народ, что и Когурё. Язык и этническое происхождение жителей двух государств были теми же. Это говорит о том, что они являлись выходцами из государств Пуё и Кочосон. Население страны по записям той эпохи составляло 20 000 дворов.
О Тонъе известно совсем немного. Обычно это упоминания о Мучхоне (??, ??), празднике поклонения небесам, проходившем в ноябре каждого года, во время которого народ пел и танцевал. Этот праздник похож на когурёский фестиваль Тонмэн, который проходил примерно в те же сроки. Во время этих праздников люди поклонялись тигру, обожествляя его.
Из китайской истории Поздней Хань известно, что жители соблюдали законы, не запирали двери домов, так как не было воровства, женщины были честными и верными жёнами. Используют кухонную посуду. По китайским представлениям, народ был глупый, простодушный, неприхотливый с малыми потребностями. Одежду делают с круглым (косым) воротником. Учаски гор и рек, поделены между жителями, как и поля для рыболовства и охоты. Браки всегда между людьми с разными фамилиями. Много табу. Если в доме умрёт больной, дом бросают и строят новый. Гадают по созвездиям, о уражае. Если два селения сорились, то на них накладывали взыскания лошадьми и быками, это называлось цзэхо (??- долг за беду).
Разводят шелкопряда, сажают коноплю, делают холсты. В их землях водятся леопарды. Водятся лошади, которых китайцы называют госяма (???, лошадь на которой можно проехать под плодовым деревом) -Пони. В океане ловят рыбу Баньюй (??, родственник Фугу с сине-зелёной спиной и тёмными пятнами), которую привозят к столу императора Китая.
Экономика Тонъе преимущественно базировалась на сельском хозяйстве и производстве шёлка. Ритуалы праздника Мучхон обычно заключались в просьбах послать хороший урожай на следующий год. Земля в Тонъе возделывалась общинами, и за покушение на землю соседней общины предусматривался штраф.
В набеги не ходят. Предпочитают воевать пешими. Делают очень длинные пики длинной в три чжана (??, около 7 метров по Ханьским временам), их держали несколько человек. Из твёрдого красного дерева делают луки (??), которые привозят китайцам в Лэлан.
Источник: Википедия