Главная История Кореи Пэкче
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Пэкче

Пэкче (кор. ?? [p?k?t??e]; 18 до н. э. (по легенде) — 660) — одно из Трёх древних корейских королевств, наряду с Когурё и Силла.

Оно было основано королём Онджо, по легенде сыном основателя Когурё, в районе современного Сеула. Пэкче начало главенствовать в конфедерации Махан в течение периода Самхан. В IV веке, во время своего расцвета, контролировало большую часть западных территорий Корейского полуострова, на севере простираясь до современного Пхеньяна. В 660 году было завоёвано союзными силами королевства Силла и династии Тан и стало частью королевства Объединённое Силла.

История

Основание (18 до н. э. — 234)

В соответствии с «Самгук Саги» Пэкче было основано в 18 году до н. э. королём Онджо, который привёл группу людей из Когурё в район реки Ханган, возле современного Сеула. Пэкче было объявлено преемником Пуё, корейского государства на территории современной Маньчжурии времён упадка государства Кочосон. Когурё, впрочем, также назвало себя наследником Пуё, после того, как завоевало его.

Согласно «Самгук Юса», король Онджо был сыном Чумона (короля Тонмёнсона), основателя Когурё. Юри, сын Чумона от брака в Пуё, переехал в Когурё и стал кронпринцем. Сыновья Чумона от нового брака, (Онджо и Пирю), понимая, что Юри станет преемником Чумона, ушли искать счастья на юг. В пути их сопровождала свита из десяти вассалов.

Онджо обосновался в Виресоне (современный Сеул) и назвал свою новую страну Сипче (в переводе «Десять вассалов»), а Пирю, несмотря на советы вассалов, сел в Мичхухоле (современный Инчхон). Негостеприимная природа Мичхухоля сделала жизнь поселенцев трудной, тогда как в Виресоне жизнь процветала, и Пирю покончил жизнь самоубийством, после чего его поданных приютили в Виресоне, а король Онджо переименовал свой край в Пэкче («Сотня вассалов»).

Следы истории королевства можно найти в китайских записях. Согласно китайской хронике Саньгочжи, в течение периода Самхан одно из государств конфедерации Махан на берегу Хангана называлось Пэкче (??).

Король Онджо перемещал столицу с южного на северный берег реки Ханган, а затем снова на южный из-за постоянного давления других государств конфедерации Махан. Король Кэру в свою очередь в 132 году передвинул столицу на юго-восток в Пуханскую крепость, рядом с современным городом Кванджу в провинции Кёнгидо.

В течение ранних веков корейской истории, иногда называемых эпохой ранних корейских государств, Пэкче постепенно усиливает своё влияние среди других Маханских племён.

Расширение (234—475)

Во время царствования короля Кои (234—286) Пэкче начало поглощать племена Маханской конфедерации. Согласно японским хроникам Нихонсёки, Пэкче достигало границ конфедерации Кая на востоке, доходя до реки Нактонган.

Король Кынчхого (346—375) расширил территорию на север, отвоевав часть королевства Когурё, попутно аннексируя оставшиеся племена Махан на юге. В 345 году Пэкче впервые появляется в китайских хрониках в качестве королевства.

Во время правления Кынчхого территория Пэкче включала почти всю западную часть Корейского полуострова (исключая территорию будущей провинции Пхёнандо), а в 371 году Пэкче разгромило Когурё под Пхеньяном. Однако это не мешало торговым связям двух королевств.

В Пэкче активно адаптировалась китайские культура и технологии. В 384 году официальной религией стал буддизм. Пэкче также стало могущественной морской державой, поддерживало связи с японскими правителями периода Ямато.

В 415 или в 417 году ван Чонджи (Пэкче) (кит. И Ин (??)) получил от императора Ань-ди почётные титулы: Шичицзе (???, Посланец с регалией Цзе), Главнокомандующий Пэкче (???????), Командующий умиротворитель Востока (????), Ван Пэкче (???). Лю Сун У-ди в 420 году добавил ему титул Главнокомандующий умиротворитель Востока (?????). В 424 году к императору Лю Сун Шао-ди прибыл посол (по рангу ?? - главный администратор) из Пэкче Чжан Вэй (??) с подарками. В 425 Лю Сун Вэнь-ди отправил двух советников к вану с утешительным посланием. После этого между Лю Сун и Пэкче установились добрые отношения и ван каждай год присылал местные товары китайскому двору.

В 430 Ван Пию (?? Юй Пи) возобновил выплату дани Китаю и император разрешил ему наследовать титулы отца. В следующий раз он выплатил дань в 450.

В 454 на престо взошёл ван Кэро (?, Цин). В 457 он испоросил позволения наследовать чины предков, император позволил. В 458 Кэро попросил императора дать титулы лучшим командующим его государства: юсяньвану (???) и ещё 11 другим за верное служение, император согласился и на это. В 471 ван вновь отправил подарки императору. В 479 в Китае пала династия Лю Сун.

В течение всего этого времени сердцем королевства оставались земли на реке Ханган.

Унджинский период (475—538)

Три корейских государства в конце V века

Ван Тонсон где-то между 483-493 испросил у императора У-ди титулов. Тот назначил вана: Главнокомандующим округа и верховным командующим Пэкче, Главнокомандующим восточного направления, ваном Пэкче. В 502 году уже новый имератор У-ди, династии Лян, что сменила Ци, довавил вану титул: Великий полководиц восточного похода. Но Пэкче стало слабнуть в сопернечиставе с Когурё.

В V веке военная мощь Пэкче ослабла и королевство страдало от набегов Когурё. В 475 году столица Хансон (современный Сеул) была завоёвана Когурё. Столицу Пэкче пришлось перенести вглубь страны в город Унджин (современный Конджу). Окружённая горными цепями, новая столица была более безопасным местом, будучи однако отрезанной от основных торговых путей. Она была ближе к Силле, чем Хансон, что стало причиной заключения военного договора с Силлой против Когурё.

Большая часть карт Кореи периода Трёх государств изображают Пэкче занимающим будущие провинции Чхунчхондо и Чолладо.

В 521 ван Мурён объявил императору Китайя, что после нескольких побед над Когурё, они заключили мир и Пэкче вновь великая держава. Он вернул себе титулу, которые носили его предки. Его сын Сон уноследовал их с некоторыми изятиями.

Период Саби (538—660)

В 538 году, король Сон перенёс столицу в город Саби (теперь уезд Пуё), и занялся усилением военной мощи государства. С этого времени официальным названием страны стало Намбуё («Южное Пуё»), в честь государства Пуё, от которого берёт своё начало Пэкче. Период Саби был ознаменован расцветом культуры и расширением влияния буддизма.

В 534 и 541 отправляли подарки императору Китая. Китайцы отметили, что на этот раз среди даров бала книга «Нирвана» (??) и другие буддийские книги, а также Маоши (Шицзин с комментариями Мао Хэна) и другие, а также произведения различных матеров и живописцев.

В 549 году посол Пэкче прослезился увидев руины столицы (ныне Нанкин), разрушенной в результате мятежа Хоу Цзина. Хоу Цзин велел бросить его в тюрьму, и только с подением дикторора посол получил свободу.

Сон укреплял связи с Китаем и Японией. Географическое положение Саби на судоходной реке Кымган способствовало этому, и в течение VI и VII веков торговые и дипломатические отношения с западным китайским соседом, а также с японским государством Ямато процветали. Отношения же с Силлой, напротив, становились всё менее дружественными.

В VII веке, с ростом влияния Силлы в южной и центаральной частях корейского полуострова, Пэкче стало терять свою силу. В 660 году столица Саби пала под ударами военных сил альянса Силлы и китайской династии Тан. Была предпринята попытка союзного японского государства Ямато отвоевать королевство Пэкче и посадить в его главе сына короля Ыйджа бывшего эмиссара Пэкче в Японии Пуё Пуна (известного в Японии под именем Хосё). Однако японские войска потерпели поражение в битве при Хакусукиноэ. Пэкче вошла в состав Силлы. Король Ыйджа с сыном были сосланы в Китай, а большая часть придворной челяди — в Японию, где они успешно ассимилировались, став частью японской элиты, с которой были тесно связаны культурными, политическими и экономическими связями.

Политическая структура

Установление центральной государственной власти в Пэкче произошло во время правления короля Кои, который одним из первых установил салический закон престолонаследия. Как и в большинстве монархий, большая часть власти была сосредоточена в руках аристократии. Король Сон пытался усилить королевскую власть, однако после его смерти в военной кампании против Силлы, элита отобрала большую часть власти у его сына.

Кланы Хэ и Чин были наиболее влиятельными в период становления Пэкче. Клан Хэ возможно был королевским кланом до того как их вытеснил клан Пуё. Восемь фамилий, Са, Йон, Хёп, Хэ, Чин, Кук, Мок и Пэк имели большую власть в эпоху Саби, о чём гласят китайские хроники, например, Тундянь.

Королевские придворные были шестнадцати рангов, шесть представителей самого старшего ранга формировали правящий исполнительный орган, глава которого избирался сроком на три года. Ранги уровня соль, от первого (чвапхён) до шестого (нэсоль) носили политические, административные и военные начальники. Ранги уровня ток, от седьмого (чандок) до одиннадцатого (тэдок) носили главы ведомств. Мундок, мудок, чвагун, чинму и кыкху от двенадцатого до шестнадцатого носили военачальники разного уровня. Чиновники уровня соль одевались в пурпурное платье, уровня ток - в красное, а мундок и ниже — в голубое.

Согласно Самгук Юса, в течение периода Саби главный министр (чэсан) Пэкче избирался оригинальным способом. Листки с именами нескольких кандидатов клались под камень (Чхонджондэ) возле храма Хоамса. По прошествии нескольких дней камень переворачивали и побеждал кандидат, на имени которого обнаруживали определённой формы знак. Было ли это случайным выбором или посвящённые таким образом продвигали своих людей, неясно до сих пор.

В государстве, помимо столицы, было 22 города яньлу, которыми правили родственники вана.

Язык и культура

Пэкче было основано эмигрантами из Когурё, которые говорили на языках Пуё, гипотетической группе языков государств Кочосон, Пуё, Когурё, Пэкче и древнеяпонского языка. Народы Самхан, вероятно, также говорили на подобном диалекте. Китайцы отмечали близость языка Пэкче и Когурё.

В китайской "Наньши" указано, что столицу в Пэкче называют гума (??), город без крепостной стены яньлу (??). Много слов заимствованно из китайского языка: гуань - шляпа, рубашка - шань, штаны - кунь.

В культуре Пэкче обнаруживается сильное китайское влияние. Очень сильны позиции буддизма. Знаменитая «улыбка Пэкче», которую находят на многих буддистских скульптурах является типичным образчиком искусства времён Пэкче. Кроме того, сильно был распространён даосизм и другие аспекты китайского влияния. В королевство в 541 году были посланы на работу мастера династии Лян, что также сказалось на усилении китайского влияния в период Саби.

Могила короля Мурёна (501—523), несмотря на то, что собрана из китайского кирпича и включает множество артефактов китайской культуры, также содержит некоторые уникальные предметы, характерные только для Пэкче, например, искусно обработанные золотые диадемы и серьги. Эта могила относится к унджинскому периоду истории королевства. Похоронные традиции вообще являются оригинальными в Пэкче.

Культуру Пэкче отличали интересные гончарные формы, оригинальный дизайн черепичных крыш в форме лотоса, искусство каллиграфии. Внешний вид сохранившихся скульптур и пагод говорит о сильном распространении буддизма. Одним из прекрасных образцов культуры Пэкче является бронзовая курильница ладана (???????), найденная археологами в древнем буддистском храме в Нынсанни, уезд Пуё.

О музыке Пэкче известно немного, однако известно, что музыканты королевства в VII веке гастролировали по Китаю, что говорит о высоком развитии этого вида искусства.

Китайцы отмечали, что жители Пэкче высоки ростом и носят опрятную и читую (или белую) одежду. Многие имеют татуировки, в чём близки японцам. Одеждой похожи на Когурёсцев.

Отношения с Китаем

В 372 году король Кынчхого платил дань династии Цзинь, чьи территории были расположены в бассейне реки Янцзы. В 420 году, после падения Цзин и воцарения династии Сун, Пэкче отправило туда послов для приобретения опыта в научной и культурной сфере.

В 472 году Пэкче впервые отправляет дипломатическую миссию в Северную Вэй, прося военной помощи для атак на Когурё. Короли Мурён и Сон также имели дипломатические контакты с Лян и получили от неё аристократические титулы.

Отношения с Японией

В целях противостояния военному давлению со стороны Когурё и Силла, а также для укрепления и развития торговых связей, Пэкче наладило близкие отношения с японским королевством Ва(Ямато). Согласно японской хронике «Нихон сёки» члены королевской семьи Пэкче держались в качестве заложников во время оказания Японией военной помощи. Также известно, что двадцать пятый король правящей династии королевства Мурён родился в Японии.

Между двумя странами существовал налаженный культурный обмен: в Пэкче для обучения приезжали японские учёные, а учёные, архитекторы и ремесленники Пэкче распространяли свои знания в Японии. Иммигранты из Пэкче помогали распространять китайскую письменность и буддизм.

Некоторые представители аристократии Пэкче и даже королевской семьи эмигрировали в Японию. Согласно Сёку Нихони, Такано но Ниигаса (????, ?-790), мать японского императора Камму была потомком короля Мурёна (462—523).

После падения Пэкче в 663 году Япония послала Абэ но Хирафу с двадцатитысячным войском на тысяче кораблей для того, чтобы отвоевать королевство и посадить в его главе бывшего эмиссара Пэкче в Японии Пуё Пуна (известного в Японии под именем Хосё), сына короля Ыйджа. Однако японские войска потерпели поражение в битве при Хакусукиноэ. На родину вернулась только половина войска.

Младший брат Пуё Пуна, Сонгван (?? или ?? Дзэнко) поступил на придворную службу в Японию и получил от японского императора фамильное имя Кудара но Коникиси (???).

Позднее Пэкче

После распада объединённого Силла на его территории на короткое время возникли несколько государств, известных как Поздние Три корейских государства. В 892 году воевода Кён Хвон основал Хупэкче («Позднее Пэкче»), со столицей в Вансане (современный Чонджу). Хубэкче было завоёвано в 936 году королём Тхэджо (Корё).

Артефакты Пэкче в современной Южной Корее часто является символами административных регионов. К примеру, курильница ладана является символом уезда Пуё, а буддистская каменная скульптура, известная как Сосанский Маэсамджонбульсан является символом города Сосан.

Источник: Википедия

История
Статьи
Люди
Цитата

Не делай того, что надо скрывать
Японская пословица