Древний Чосон (Кочосон, «древний» Чосон, не путать с династией Чосон) — первое корейское королевство. По «Самгук Юса» и другим средневековым корейским историческим сочинениям, было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Столь ранняя дата основания подвергается сомнению большинством современных учёных, поскольку никаких письменных упоминаний об этом государстве нет вплоть до середины I тысячелетия до н. э.
В китайских и корейских источниках эпоха древнего Чосона часто разделяется на разные периоды, названные по именам королей, стоявшим в начале каждого периода. Это разделение включает Чосон Тангуна, Чосон Вимана и Чосон Киджа, однако иногда древний Чосон рассматривается как непрерывно развивающееся монолитное государство. Такое разделение не признаётся большинством западных историков, поскольку считается относящимся не к истории, а к мифологии.
Народ древнего Чосона принадлежал к тунгусской языковой семье, примыкающей к алтайским языкам. Они были распространены в Маньчжурии, восточном Китае, к северу от реки Янцзы, и на Корейском полуострове. Кочосон был расположен как раз в нижней Манчжурии и на севере Корейского полуострова.
В зависимости от различного толкования названий древних поселений и археологичесих свидетельств, исторический центр Кочосона переносится либо в район современного Пхеньяна, либо в район реки Ляохэ, немного к северу от современной границы между Северной Кореей и Китаем.
Большинство учёных придерживается мнения, что Кочосон возник на берегах рек Ляохэ и Тэдонган, к юго-востоку от современной Маньчжурии, однако в IV веке до н. э. из-за набегов со стороны Янь столица была перенесена в Пхеньян.
Небесное озеро (Чхонджи) на горе Пэктусан, где, по преданию, с небес спустился отец Тангуна.
Основателем Кореи по преданиям является легендарный Тангун. Старейшая запись мифа об основании Кореи появляется в Самгук Юса, хронике XIII века. Похожую историю можно найти и в Чеван Унги.
У повелителя неба Хванина (??; ??, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (??; ??, «божий город» или «святой город»). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.
В это время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о принятии человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать долек чеснока и пучок чернобыльника, наказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и через 21 день превратилась в женщину.
Женщина-медведица (уннё, ??, ??) была очень благодарна Хвануну и делала ему подношения. Однако ей нужен был муж и вскоре из-за этого она стала грустна и неустанно молилась под сандаловым деревом о том, чтобы понести ребёнка. Хванун внял её молитвам, взял её в жёны и вскоре она родила мальчика, Вангома Тангуна (?? ??; ????).
Тангун взошёл на трон на 50-й год после воцарения императора Яо. Столицу он перенёс в город Асадаль на горе Пэгак (или Кунхоль). 1500 лет спустя в год Кимё, У-ван династии Чжоу пожаловал один из своих уделов Ци Цзы (не путать с историческим лицом Ци-Цзы) Чосону, и Тангун перенёс столицу в Чандангён. И наконец в возрасте 1908 лет он вернулся в Асадаль и превратился в бога гор.
Согласно Тонгук Тхоннам (1485) Кочосон был основан в 2333 году до н. э. Дата основания в различных исторических источниках указана разная, хотя все из них ставят её в период царствования Яо (диапазон дат: 2357-2256 до н. э.). В Самгук Юса говорится, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронования Яо, Седжон Силлок — что на первый, а Тонгук Тхонгам — что на 25-й.
История захвата китайскими военачальниками Кочосона оспаривается корейскими учёными, однако китайские записи, сделанные в III веке до н. э. (когда Китай и Кочосон были в состоянии войны) говорят о том, что Киджа, учитель (и дядя) последнего короля династии Инь (?, также известной как династия Шань), захватил в 1100 году до н. э. трон Кочосона. Этот период истории называется Чосон Киджа (по времени между Чосон Тангуна и Чосон Вимана), однако подобное разделение считается скорее мифологическим, чем историческим.
2000 годом до н. э. датируются гончарные изделия, найденные на территории, по легенде занимаемой Древним Чосоном. Эти изделия раскрашены и доработаны инструментами. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. По всему полуострову находят прямоугольные хижины и обширные погребальницы, в которых присутствуют различные предметы утвари, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окружённых крепостными стенами посёлков.
В течение периода Мумун (1500—300 до н. э.), простые грубые гончарные изделия замещаются более сложными предметами с гребешковым орнаментом, дизайн, пришедший видимо из Сибири и Маньчжурии. Такие гончарные изделия обычно имели более толстые стенки и большое разнообразие форм. Этот период известен также как «корейский бронзовый век», однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.
В районе 1200—900 годов до н. э. в Корею из Китая пришло культивирование риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как просо и ячмень, а также занимались животноводством.
Начало бронзового века на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н. э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в части изготовления предметов для ритуалов.
К 7 веку до н. э. культура бронзового века, на которую оказывали влияние культуры Китая, Сибири и даже Скифии, процветала на территории Корейского полуострова. Корейская бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колокольчиков и зеркал, украшенных затейливым геометрическим орнаментом.
Около 900 года до н. э. обряды погребения становятся более сложными, что отражало усложнение в социальной жизни общества. Дольмены, выложенные камнем, в Корее встретить можно чаще, чем в любой другой стране Восточной Азии. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта.
Около VI века до н. э. в гробницах появляются полированные железные изделия, а также посуда.
Кочосон, впервые встречающийся в исторических записях раннего VII века до н. э., расположен возле Бохайского залива и торгует с китайским царством Ци (?). В это время он рассматривается как отдельное государство, однако археологических доказательств наличия полностью функционирующей государственной власти очень мало.
К четвёртому веку до н. э. государства с развитой политической структурой обычно имели форму городов-государств. Кочосон был наиболее продвинутым в политическом отношении городом-государством в регионе.
Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре бронзового века и являлась федерацией нескольких городов-государств. С IV века до н. э., в то же время, что и правителии китайского царства Янь (?), правители Кочосона стали называть себя королями. Всадники королевства, вооружённые бронзовым оружием, распространяли своё влияние на север, завоевав большую часть бассейна реки Ляохэ.
Около 300 года до н. э. древний Чосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь, однако это говорит о том, что это было уже развитое государство, хотя бы потому, что осмелилось развязать войну с могучими китайскими правителями, и сохранить государственность после потери 2000 ли своей территории. Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньяна.
Около IV века до н. э. Чингук захватила южную часть Корейского полуострова. Об этом государстве известно немного. Скорее всего оно явилось предшественником конфедерации Самхан.
Около 300 до н. э. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Железо производили в южной части полуострова. Согласно китайским записям, железо из низовий реки Нактонган высоко ценилось на полуострове и даже экспортировалось в Японию.
Выходец из Янь, Виман поступил на службу в Кочосон в качестве воеводы. Он узурпировал трон в 194 году до н. э., свергнув короля Чуна.
В 109 году до н. э. У-ди, китайский император династии Хань, начал массированное вторжение в Кочосон у реки Ляо. После года войны Кочосон пал, и в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова возникли четыре китайских округа: Лолан (??; корейский: Наннан), Сюаньту (??; Хёндо), Чжэньфань (??; Чинбон), и Линтунь (??; Имдун).
На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когурё, Пуё, Окчо, и Тонъе. Три китайских округа через несколько десятилетий пали под ударами местного сопротивления, однако последнее, Лолан, держалось вплоть до 313 года, когда оно было завоёвано расширяющимся государством Когурё.
Король Чун основал в южной части Корейского полуострова государство Чин (Чингук), которое затем развилось в конфедерацию Самхан, предвестницу государств Пэкче и Силла. Когурё, Пэкче и Силла затем окрепли и выросли в три корейских государства, доминирующих на полуострове начиная с IV века.
Источник: Википедия