Пуё (кор. ??; кит. ??, Фуюй) — корейское государство в районе современной Северной Маньчжурии, существовавшее с II века до н. э. по 494 год. В 494 году его остатки вошли в Когурё, которое, как и государство Пэкче, называли себя его преемниками.
Известно, что в 285 году от Пуё отпочковалось Тонбуё (восточное Пуё), после чего для того, чтобы отличить два эти государства изначальное Пуё иногда называют Пукпуё (северное Пуё). Королевство Когурё в начале своего развития носило название «Чольбон Пуё», а в 538 году Пэкче было переименовано в Намбуё (южное Пуё).
«Пуё» также является названием одного из уездов в современной Южной Корее.
Находилось в 1000 ли к северу от округа ханьской империи «Сюаньту», на юге также граничело с Когурё, на востоке с тунгусо-маньчжурскими племенами Илоу, на западе с сянби, на севере жили до реки Жоушуй (??, китайское название, калька, означающая, что по реке сложно плавать, «слабая вода»). Протяжённость земли Пуё около 2000 ли.
Дата основания точно неизвестна, однако Пуё появляется в китайских хрониках периода «Борющихся Царств» как государственное образование, граничащее с Янь.
История основания Пуё отображена по-разному в китайских и корейских источниках: первые говорят, что основателем государства был выходец с Севера Тонмён (??, ??), тогда как вторые указывают на короля Хабуру.
В китайской хроники «Хоу Ханьшу» приведена легенда о происхождении Томёна (в катайской передаче «Дунмин»). Однажды правитель варварского народа Соли (??) отправился в долгое путешествии и когда вернулся обнаружил, что его служанка понесла. Он хотел убить её, но она сказала ему, что с неба на неё сошёл дух в форме яйца и она забеременела (схоже с легендой о сяньбийце Таньшихуае). Князь заточил её, но вскоре она родила мальчика. Князь относил его в хлев к животным, свиньям и лошадям, о оставлял там, но ему не было никакого вреда. Князь счёл его божеством и отдал матери, которая назвала его Томён (кит. Дунмин — «светает на востоке»). Вскоре он вырос и стал отличным стрелком. Князь возненавидел его и хотел убить. Тогда Томён бежал на юг, к реке Янсы (???). Он ударил луком по воде, рыбы и черепахи (? -Дальневосточная черепаха) всплыли на поверхность и образовали собой живой мост по которому он пересёк реку. Он перешёл в Пуё и стал там править.
Существуют свидетельства того, что Пуё было данником восточной Хань, и искало у неё защиты в борьбе против Когурё, в частности в 120 году Пуё послало принца Вэйчутая в Сюньту с просьбой о военной помощи. Несмотря на это, Пуё не гнушалось совершать набеги на границы восточной Хань, например, в 111 и 127 году.
Во время восточной Хань Пуё налаживает контакты с округом Сюаньту. В правление Гуан У-ди стали приезжать в Китай для дипломатических контактов. В 50 (или 48) году прислали дань императору, в обмен получили щедрые подарки. Эта практика не прекращалась.
В 111 году фуюйский князь с 7000 — 8000 пехоты и конницы напал на Лэлан, убили некоторое количество народа и чиновников, но вскоре утихомирились.
В 120 году, наследник князя Юйцютай (???) привёз дань императору, и был награждён щёлковыми тканями.
В 136 году ван (князь) Пуё сам посетил столицу Китая (тогда Лоян). Император устроил пир с представлениями, борьбой и театром.
В 161/162 году император снова принимал посла из Пуё с данью.
В 167 году ван Пуё Футай (??) с 20 000 воинов напал на Сюаньту. Правитель области (??, тайшоу) Гун Суньюй (???) разбил пуёсцев, убив 1 000 человек.
В 175, при Лин-ди (династия Хань) снова стали присылать дань.
Между 190 и 221 просили у императора, вернее у аристократов, контролировавших бессильного владыку, причислить Пуё к Ляодуну.
Во II веке фуюйцы два раза вторгались на Ляодун, но ослабли после нападения Таншихайя.
Пуё при Троецарствии. Уничтожение государства.
В 246 помогали провиантом, воюющим с Когурё китайцам. В 285 году Муюн Хой взял столицу Фуюй. Сын покончившего с собой царя Илюя, пытался восстановить государство, но Муюны разгромили его. После этого часть фуюйцев была переселена в Китай, остальные влились в Когурё.
Согласно некоторым источникам Пуё была разделена на две страны: Пукпуё и Тонбуё. Тонбуё располагалась к востоку от земель Окчо(??, ??) недалеко от современного Яньбяня. Его правители подчинялись Пукпуё и, таким образом, носили титул ван («король»). Во время правления наследников императора Хэмосу Тонбуё было разрушено королевством Когурё.
Некоторые корейские записи относят название «Чольбон Пуё» (????, ????) раннему Когурё либо его столице, подчёркивая, что основатель Когурё был сыном основателя Пуё и сводным братом основателя Тонбуё.
Когурё вероятно возникло на территории Чольбон Пуё и имело связь с Тонбуё. Развиваясь, Когурё поглотило все территории Пуё и Окчо.
После разрушения Пуё его остатки под протекторатом Когурё сохранились в районе Харбина. Однажды в 457 году Пуё платило дань династии Северная Вэй, однако большую часть времени своего заката оно было под управлением Когурё. Когурё и Пуё подверглись нападениям со стороны набирающей силу Уцзи (Мульгиль, ??, ??) в 494 после чего королевский двор Пуё полностью переехал в Когурё.
Жители Пуё, населявшие обширные маньчжурские степи, занимались в основном земледелием. Их обычаи и традиции описаны в хрониках Сань го Чжи. В культуре прослеживаются элементы тотемизма, существовал культ Неба. В 12 лунный месяц устраивали празник «Ингу — встреча барабана» Неба с пирами, питьём, песнями и плясками и помилованием осуждённых.
Также были человеческие жертвоприношения на похоронах вождей. Социальная структура для того времени была довольно развитой. Знают чиновничество. Чиновнические классы носят названия домашних животных: конь, бык, пёс и т. д. Чиновники управляют всеми селениями. Законы строги, семью казнённого продают в рабство, с воров взыскивается в 12 крат, распутников любого пола казнят, также и ревнивых жён, которых хоронят в горах. Убийцу хоронят вместе с убитым.
Города защищались деревянным частоколом. Существовали дворцы и тюрьмы, казнохранилища.
Жители крупного телосложения, высоки, храбры, но почтительны, набегов не совершают.
Из оружия используют лук со стрелами, копьё и однолезвенный меч (как китайский дао). Перед войной жертвуют Небу быка и по его копытам гадают о исходе войны.
Используют посуду наподобие китайской, в том числе ритуальные сосуды для совместной трапезы, которые используют с почтительностью и церемониями.
Любят петь при ходьбе днём и ночью и поют почти всегда, когда идут куда-либо.
Наподобие хунну и других кочевников, практикуют наследование жён от старшего брата к младшему.
Мертвецов хоронят завернув в ткань, гроб не используют. Но для царя берут яшмовый саркофаг, который им дарил китайский император, высылая его через ближайший округ Сюаньту.
Язык пуё, наравне с языками Когурё, Пэкче и японскими языками входили в обособленную языковую семью, родственную алтайской языковой семье.
Язык Пуё практически не сохранился, исключая небольшой набор слов, однако известно, что он был похож на языки Кочосона, Когурё и восточного Окчо.
Земли Пуё были весьма просторны, ровны и удобны для земледелия. Там росло «пять видов» хлебов, то есть рис, ячмень, бобы, просо, пшеница. В стране разводили знаменитых лошадей, добывали гиацинт, ловили соболей, в реках находили жемчуг размером с ягоду Унаби.
В 1930-х годах китайский историк Цзинь Юйфу разработал линейную модель родства народов, населявших Маньчжурию и северную Корею от королевств Пуё, Когурё и Пэкче до современной Кореи. Следом, на основе этих данных, была разработана модель влияния народов друг на друга в этом регионе.
Когурё и Пэкче, два из трёх корейских государств, считали себя преемниками Пуё. Король Онджо, основатель Пэкче, считается сыном короля Тонмёнсона, основателя Когурё. Пэкче официально сменило имя на Намбуё (???, ??? «Южное Пуё») в 538 году.
Источник: Википедия