Когурё (кор. ????, ????,[ko?u?j?] кит. трад. ???, упр. ???, пиньинь: g?og?ul?, палл.: Гаогоули, устар. Гао-Гюйли ; 37 до н. э. — 668) — название одного из корейских племён, а позднее — одного из трёх раннефеодальных государств. Племя когурё к началу I века занимало территорию по среднему течению реки Ялуцзян (корейское название — Амноккан), которая в наше время разделяет Китай и КНДР.
Первое подробное описание содержится в китайской династийной истории («Сань го чжи», III век). После Кочосонской войны, когурёсцы были включены в округ Сюаньту. Племенное государственное образование Когурё добилось независимости от империи Хань в 37 до н. э. В III веке было разгромлено царством Вэй, но впоследствии сумело возродиться.
Современное название «Корея» происходит от названия средневекового государства Корё, которое, в свою очередь, является сокращением от «Когурё».
Столица государства Когурё — город Хвандо (современный Цзиань в Северо-Восточном Китае), а с начала V века — Пхеньян.
Наивысшего могущества государство достигло в конце IV века, контролируя обширную территорию на севере Корейского полуострова и большую часть Маньчжурии. Усилению Когурё способствовала феодальная раздробленность соседнего Китая, правители которого не в состоянии были восстановить своё влияние в Корее.
Когурё и Южнокитайские династии (Цинь, Лю Сун, Южная Ци, Лян)
В 413/414 году ван Гао Лянь (??), то есть Чансухо (ko:???) отправил к императору Цинь Ань-ди чжанши («главный администартор», помощник начальника приказа) Гао И (??) с поздравлениями и пегими лошадьми в подарок. В ответ император пожаловал вану верительную бирку, назначил дуду Инчжоу (????) со всеми военными полномочиями (???), полководцем востока (????), Корейским Ваном (???), Лэланским гуном (???).
В 420 император Лю Сун У-ди при вступлении на престол пожаловал вану титул главнокомандующего восточного направления (?????) и подтвердил прежние пожалования. В 422 император также назначил вана саньци чанши (????, придворный советник), и заведующим военными делами Дупин-чжоу (??????).
При Шао-ди, в 424 году, ван отправил чжанши Малоу с подарками к императору. Два чиновника были направлены к вану с ответными поздравлениями.
В 438 Фэн Хун (??) последний правитель Северная Янь был разбит войсками Юань Вэй и нашёл убежище в Когурё, в Бэйфэнчэн (???) и оттуда просил помощи у Южной Сун. Лю Сун Вэнь-ди отправил к нему Ван Байцзю (???) и Чжао Цисина (???), а когурёсцам приказал помочь ему. Помощь разбитому Фэн Хуну не входила в планы вана и он отправил военачальников Сунь Шу (??) и Гао Чоу (??) убить Фэн Куна и его сторонников. Ван Байцзю, располагая 7 000 войском, в ответ пленил Сунь Шу и убил Гао Чоу. Гао Лянь разозлился и приказал арестовать Ван Байцзю. Император не решился вмешиваться, и Ван Байцзю был посажен в тюрьму. Димломатические контакты Южной Сун и Когурё не были разорваны.
В 439 Лю Сун Вэнь-ди вторгся в пределы Юань Вэй и потребовал от вана предоставить лошадей для войска, тот предоставил 800 голов.
В 455 ван отправил делоправителя Дун Тэна к императору с докладом, соболезнованиями (был казнён императорский брат) и данью.
В 458 когурёсцы прислали в Южную Сун сушеньские стрелы с древками из дерева витекс и каменными наконечниками.
В 463 император Южной Сун добавил к титулам вана «главнокомандующий всадниками и колесницами» (?????), гражданскую почётную должность высшего ранга «кайфу итунсаньсы» (??????).
В период правления Мин-ди (465—472) и примерно до 477 года, когурёсцы стабильно платили дань Южной Сун. Гао Лянь — Чансухо пережил династию Лю Сун и умер когда власть перешла к Южной Ци, по корейским записям это было в 490 году, он прожил больше 100 лет. Ему наследовал сын — Мунджамён, по-китайски Гао Юнь.
В 494 Юнь получил от императора Южной Ци титулы шичицзе, саньцичанши (придворный советник, ????), дуду ин пин эрчжоу (командующий двух пограничных округов ,??????), чжэн дун да цзанцзюнь (главнокомандующий восточного направления, ?????), «Ван Когурё» (???), Лэланский гун (???).
Лян У-ди наградил вана титулом юньцзюйци дацзянцзюнь (??????). В 508 он также получил титулы фудун дацзянцзюнь (?????), кайфу итунсаньсы, чицзе (??), чанши (??), дуду (??).
В 512 и 516 когурёсцы присылали дань в Лян.
В 519 Мунджамён умер, ему наследовал сын — Анджан, по-китайски Ань (?). В следующим году император распорядился передать ему титулы: чицзе, ду инпин эрчжоу чжу цзюньши (????????), ниндун цзянцзюнь (????). В 531 (встречается 526) он умирает, ему наследует сын Янь (?), то есть Анвон. Он стабильно платил дань и император приказал передать ему титулы отца. Он отправлял послов в Китай в 533, 535, 542 году.
В 549 (по корейским записям еще в 545) Анвон умер, ему наследовал сын Чэн, по-корейски Янвон.
В конце VI — начале VII века воевало с китайской империей Суй, что привело к падению последней.
В 668 государство было разгромлено Танской династией, выступившей в союзе с корейским государством Силла, при этом династия Тан захватила земли к северу от реки Тэдонган, а южная территория отошла к Силла.
Было расположено на Корейском полуострове и прилегающих землях на севере. В начале своего существования границы Когурё находились в 1000 ли от китайской границы в Ляодуне. На юге Когурё граничило с землями Кочосона, захваченных китайцами и народами вэймо, кор. емэк. На востоке жили Окчо, на севере Пуё. В I—II веках н. э. Когурё имела протяжённость в 2000 ли от одной границы до другой.
Земли гористы, население сосредоточено в долинах. Плодородных земель мало и урожая не хватало для потребностей населения, даже при усердном земледелии. Для орошения использовали воду из горных рек.
Были чиновники трёх разрядов: сянцзя (??), дуйлупэй (??? или дуйлу и пэйчжэ, причём если назначен один дуйлу, то пэйчжэ нет, и наоборот), гуцзоудацзя (????) — принимали послов. Также есть письмоводители (??), ютаи (??), гонцы (??), боисяньжэнь (????). Дацзя (гуцзоудацзя?) и письмоводители носили чиновничьи шапочки, которые больше были похожи на колпаки, чем на головные уборы с задней пластинкой, которые носили ханьские чиновники. Сянцзя носили шапочку, похожую на китайскую «бянь» (?).
Тюрем не было. Виновного судили собравшиеся для этого чиновники, и если осуждали, то тут же казнили, а жену и детей отдавали в рабство.
По записям историков Старшей династии Хань, когурёсцы были очень экономны в еде и питье, по причине недостатка продовольствия. Любили различные красивые здания. Поскольку обычаи и язык схожи с пуёскими, китайцы, опираясь на предания этих народов, считали когурёсцев потомками пуёсцев или народами одного происхождения. Обычаи и традиции развиты. Чистоплотны. Вечером собирались вместе мужчины и женщины для песен и плясок. Имели одежду, красиво расшитую золотом и серебром, для публичных собраний.
Почтение выражали, приподняв (возможно: выставив вперёд при поклоне) одну ногу. Ходили быстро, как и пуёсцы.
До брака, с точки зрания китайских историков V—VI века, были не воздержаны в отношениях с противоположным полом, но после остепенялись. Свадьбы справляли в доме невесты, и жили там, пока не родится сын, тогда переезжали к мужу.
На похороны приносили золото и серебро и другие ценности клали в могилу, которую делали из камней и обсаживали соснами и кипарисами.
По мнению китайцев, были злы и вспыльчивы. Сильные и искусные воины. Почитали физическую силу, владение луком, копьём, мечом-дао. Воины носили доспехи и шлема (По записям V—VI века). Проводили военные учения. Любили устраивать набеги, поэтому вскоре сделали своими подданными Окчо и Тонъе.
Делились на 5 племён (в китайской передаче): Сяону (??, живут на западе), Цзюэну (??, живут на севере), Шуньну (??, живут на востоке), Гуаньну (??, живут на юге), Гуйлоу (??, живут в центре). Сяону вначале были царствующим родом, но поскольку были малочисленны, гуйлоу сменили их.
Были храмы духов земли и хлеба (??) и духу созвездия линсин (??, 9 звёзд в созвездии Козерога). В 10-ом лунном месяце (обычно октябрь) принося жертву Небу, называют этот обряд «дунмэн» (??). На востоке страны есть большая пещера Суйшэнь (??), то есть «дух Суй», в пещеру также приносят жертвы в 10-ом месяце.
Сохранилось немало когурёских глосс, причём многие из них находят параллели в древнеяпонском языке. В то же время, кореанист А. В. Вовин считает, что «когурёский язык», родственный японскому, был распространён только в южной части княжества, тогда как в северной был распространён предок корейского языка (при этом он указывает на то, что в соседних языках отсутствуют заимствования, которые можно было бы отождествить с «когурёскими» глоссами, тогда как корейские заимствования достаточно многочисленны.
В Корее Когурё называют одним из трёх раннефеодальных корейских государств. В Китае, однако, традиционно относились к нему как к зарубежному государству — даннику Китая. Позднее, в соответствии с расширительной трактовкой истории Китая как многонационального государства, принятой в официальной китайской историографии, к ней стали относить историю всех государств, когда-либо существовавших на территории современного Китая — другими словами, история Когурё в период до переноса столицы в Пхеньян должна считаться частью китайской истории.
В 1990-е годы китайские историки предприняли масштабные попытки продемонстрировать, что Когурё на самом деле представляло собой одно из китайских государственных образований — по мнению наблюдателей, целью этих действий стало отказать претензиям Кореи на правопреемство Когурё.
В 2002 году китайское правительство начало осуществление многомиллиардной программы, касающейся северо-восточных районов страны. В рамках этой программы переписываются учебники истории, восстанавливаются памятники истории Когурё — в частности, в районе современного города Цзиань, где, по мнению историков, находилась древняя столица этого государства. Начало осуществления данной программы вызвало волну протестов со стороны учёных Кореи, Японии и России и способствовало антикитайским настроениям в Южной Корее. В 2004 году ожидалось, что это даже может привести к дипломатическому конфликту между КНР и Южной Кореей.
Как таковая, тема истории Когурё оказалась неким образом вовлечена в современную политику. Конфликт подогревает наличие многочисленной корейской общины на китайской территории, ранее входившей в государство Когурё, соперничество за будущее политическое влияние на Северную Корею в случае падения существующего режима, а также опасения, связанные с чрезмерным усилением экономической мощи Китая
Источник: Википедия