Главная История Фиджи Политическая ситуация и распространение христианства
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Политическая ситуация и распространение христианства

Первая половина XIX века была омрачена многочисленными конфликтами между местными вождями, контролировавшими отдельные острова архипелага. Королевство Мбау стремилось подчинить себе все острова, омываемые морем Коро; королевство Рева сохраняло свой контроль над восточной частью Вити-Леву; северные государства Мбуа и Матаута стремились сохранить свою независимость. Наибольшей воинственностью отличалось королевство Мбау. Посредством династических браков и военной силы рату Мбануве и его сыну рату Науливоу удалось подчинить контролю Мбау острова Ломаивити, северные острова Лау, а также северную и восточную часть острова Вити-Леву. Острова же Вива и центральная и южная часть архипелага Лау были вынуждены платить вождям Мбау дань. Уже при племяннике рату Науливоу, рату Такомбау, королевство Мбау и его правители были самыми могущественными на островах Фиджи, а представители правящей династии провозгласили себя даже туи-вити (фидж. Tui Viti), то есть королями Фиджи.

На фоне политических междоусобиц на архипелаге частыми посетителями стали европейцы торговцы, которые в первую очередь интересовались сандаловым деревом, а также христианские миссионеры. В 1830 году на островах Фиджи высадились таитянские представители Лондонского миссионерского общества Хапе и Тафета. Не добившись официального приёма у вождя острова Лакемба, миссионерам удалось найти новых последователей на острове Онеата. В 1835 году по просьбе некоторых фиджийских вождей на Лакембе высадились представители уэслийских методистов с островов Тонга — Дэвид Каргилл и Уильям Кросс.

Длительное время местные жители, прежде всего фиджийская знать, не стремилась к приобщению к новым религиозным идеям. Вожди, в первую очередь, не хотели отказываться от полигамии, войн, а также различных подношений, которые делали им островитяне. Островитяне же боялись навлечь на себя гнев местных правителей. Наиболее успешной деятельность уэслийских миссионеров была в королевстве Рева, где в 1839 году был построен первый в Фиджи печатный станок. Однако из-за конфликта между Рева и Мбау они в дальнейшем были вынуждены покинуть свою миссию. Только к 1845 году большая часть восточнофиджийских вождей была христианизирована. Верховный же вождь островов Лау, туи-найау (фидж. Tui Nayau), принял христианство и вовсе в 1849 году.

Успешное распространение христианских идей, а вместе с ним и тонганского влияния на востоке Фиджи, вызывало серьёзное недовольство у западнофиджийского верховного вождя Мбау, Такомбау, в подчинении которого находился и верховный вождь островов Лау. Тем не менее Такомбау, продолжавший придерживаться традиционных верований, не осмелился начать войну против вождя Лау, который пользовался покровительством тонганцев. Вместо этого был развязан конфликт с верховным вождём Рева. Однако авторитет вождя Мбау на фоне поражений его армии постепенно падал, и, в конце концов, в его королевстве вспыхнул мятеж. В 1853 году осаждённого Такомбау посетил тонганский монарх, который посоветовал ему принять христианство в обмен на помощь со стороны Королевства Тонга. В апреле 1854 года он последовал этому совету. В скором времени воины Рева пошли на заключение мира с вождём Мбау, хотя внутренний мятеж продолжался до февраля 1855 года, когда тонганские воины помогли Такомбау одержать окончательную победу над мятежниками в битве при Камба.

После этой победы Такомбау восстановил свою власть над островами в западной части моря Коро. Тем не менее его авторитет на острове Вити-Леву оставался довольно шатким, а могущество тонганского вождя Энеле Маафу, который установил контроль над островами Лау, наоборот, росло (он, в том числе, пытался распространить своё влияние и на острова Вануа-Леву). На фоне всего этого Такомбау оказался в достаточно сложном положении. Кроме того, он столкнулся и с другими проблемами: ростом численности европейских поселенцев в регионе, а также так называемым «американским долгом».

Республика Островов Фиджи

Флаг Фиджи

Герб Фиджи
Цитата

Кот должен ловить мышей, крестьянин — работать в поле, руководитель — руководить, но все должны выполнять свою работу со знанием дела
Китайская пословица