Процесс колонизации островов Фиджи начался в XIX веке, когда на архипелаге частыми гостями стали европейские торговцы, которых интересовали сантал и морские огурцы, которые пользовались широким спросом у китайцев и которые впоследствии обменивались на высоко ценимый в Европе чай. Пик вырубки санталового дерева, обнаруженного на Фиджи, пришёлся на 1808—1810 года и был сравним с «золотой лихорадкой». Однако уже к 1816 году запасы этого дерева на архипелаге почти сошли на нет. В результате торговцы переориентировались на морских огурцов, жемчуг, кокосовое масло и китовые зубы, торговля которыми процветала на протяжении 1830-х годов. Параллельно происходило налаживание контактов с островитянами, а также фиджийскими вождями, которые благодаря европейцам узнали, что такое огнестрельное оружие, порох и табак. В целом, отношения между чужеземцами и фиджийцами были относительно спокойными. Было даже несколько случаев, когда европейцы добивались уважения и авторитета со стороны местных правителей. Так, в апреле 1825 году на отдалённом острове Ватоа потерпело крушение китобойное судно «Оэно». Единственным выжившим оказался Уильям Кэри. В будущем он стал приёмным сыном короля Тока с острова Лакемба и принимал активное участие в различных конфликтах с другими враждебными вождями. Пользуясь большим авторитетом, он был также назначен американским вице-консулом.
С середины XIX века всё европейское население Фиджи стало концентрироваться в районе населённого пункта Левука на острове Овалау. Выкупая землю у фиджийских вождей, они организовывали обширные плантации, на которых выращивали хлопок и кокосовые пальмы для производства копры. Тем не менее их численность оставалась достаточно низкой. Так, в 1866 году на островах Фиджи проживало всего около 500 европейцев. Однако уже во второй половине XIX века их численность начала быстро расти. Вызвано это было, в первую очередь, ростом внимания к архипелагу со стороны европейских и американских торговцев, которых привлекало стратегическое положение островов. Ещё накануне строительства Панамского канала предполагалось, что острова Фиджи станут промежуточным пунктом для многих кораблей, следовавших в Австралию через Тихий океан. В результате, такие страны как США, Великобритания и Франция подписали отдельные соглашения с фиджийскими вождями, а первые два государства даже послали на архипелаг своих консулов.