В 1625 году на расположенном у северо-западного берега Гаити небольшом острове Тортуга обосновались французские буканьеры. Они жили за счет пиратства и охоты. Хотя испанцы несколько раз уничтожали их поселения, при первой же возможности буканьеры возвращались. Официальное поселение на Тортуге было основано в 1659 году по поручению французского короля Людовика XIV.
В 1664 году недавно основанная Французская Вест-Индская компания получила контроль над колонией, которая была ею названа Сан-Доминго, и Франция формально предъявила претензии на западную часть острова Гаити. В 1670 году французы основали первое постоянное поселение на самом острове — Кап-Франсуа (современный Кап-Аитьен). В 1697 году по Рисвикскому мирному договору Испания официально передала Франции западную треть острова. С этого времени буканьеры стали численно уступать плантаторам, которые начали выращивать табак, индиго, хлопок и какао на плодородных северных равнинах, что привело к ввозу рабов из Африки. Нередко происходили восстания рабов, и некоторые рабы уходили в горы, где смешивались с остатками таино, что привело к окончательному исчезновению чистокровных аборигенов.
До Семилетней войны (1756—1763) экономика Сан-Доминго постепенно росла. Сахар и, позднее, кофе стали важными экспортными культурами. После войны, во время которой морская торговля была нарушена, колония вступила в стадию бурного роста. В 1767 году было вывезено 72 млн фунтов сахара-сырца, 51 млн фунтов очищенного сахара, 1 млн фунтов индиго, 2 млн фунтов хлопка. Сан-Доминго стало «жемчужиной Антильских островов» — одной из богатейших колоний Французской империи XVIII века. К 1780-м Сан-Доминго производило около 40 % сахара и 60 % кофе, потребляемых в Европе — одна колония, по размеру примерно соответствующая Бельгии, производила больше сахара и кофе, чем вся Британская Вест-Индия.
В труде на плантациях были заняты около 790 тыс. африканских рабов (в 1783—1791 на Сан-Доминго приходилась примерно треть трансатлантической работорговли). Между 1764 и 1771 ежегодный ввоз рабов составлял 10—15 тыс., к 1786 около 28 тыс., а с 1787 года колония стала получать более 40 тыс. рабов в год. К 1789 году на 500 тыс. рабов приходилось только 32 тыс. господствующего белого населения. На протяжении всего периода существования колонии большинство рабов были рождены в Африке, так как жестокие условия существования препятствовали их естественному приросту. Поэтому влияние африканской культуры осталось сильным и к концу французского господства, в частности языческого культа вуду, образовавшегося в результате смешения католических ритуалов с верованиями и религиозными практиками Гвинеи, Конго и Дагомеи.
Для упорядочения рабства Людовик XIV в 1685 году ввел в действие Чёрный кодекс, предоставивший некоторые права рабам и наложивший обязательства на владельцев — кормить, одевать и поддерживать здоровье своих рабов. Чёрный кодекс также регламентировал телесные наказания, позволяя владельцам применять жестокие методы для внушения своим рабам должного послушания.
Тысячи рабов обретали свободу, спасаясь бегством в горы. Беглые рабы формировали общины маронов и нападали на изолированные плантации. Наиболее известным из них был Макандаль, однорукий раб родом из Гвинеи, бежавший в 1751 году. Он, бывший вудуистским унганом (священником), объединил множество банд маронов. Последующие 6 лет он провёл, совершая успешные рейды и ускользая от французов. Макандал убил, по общему мнению, более 6 тыс. человек, проповедуя фанатичную идею уничтожения белой цивилизации на Сан-Доминго. В 1758 году, после неудачной попытки отравления питьевой воды владельцев плантации, был схвачен и публично сожжён заживо в Кап-Аитьене.
На Сан-Доминго также присутствовала наибольшая на Карибах община «свободных цветных». Общая численность людей смешанной расы в 1789 году составляла 25 тыс. Первое поколение «цветных» было обычно потомками французских мужчин-рабовладельцев и африканок-наложниц. Во французских колониях данная практика приобрела полуофициальный статус (пласаж). По этой системе дети являлись свободными и могли наследовать собственность — образовался класс мулатов-собственников. Данный класс занимал среднее положение между африканскими рабами и французскими колонистами. Некоторые африканцы также пользовались правами свободных.
По мере роста «цветного» населения французские правители вводили дискриминационные законы. Указы запрещали «цветным» владеть некоторыми профессиями, жениться на белых, носить европейскую одежду, публично носить шпаги и огнестрельное оружие. Однако эти предписания не ограничивали покупку земли, и многие «цветные» собирали крупные владения и становились рабовладельцами. К 1789 году им принадлежала треть площади плантаций и четверть рабов Сан-Доминго. Ключевую роль в подъёме класса мулатов-собственников сыграла растущая важность кофе, который буйно рос на малорентабельных участках на склонах холмов. Местом наибольшей концентрации «цветных» стал южный полуостров — последний заселённый регион колонии, вследствие удалённости его от морских путей и труднопреодолимой гористой местности. В приходе Жереми они составляли большинство населения.