Эквадор — страна своеобразной культуры, представляющей собой сплав индейских, главным образом кечуанских, элементов, в какой-то мере африканских (в Косте) и элементов, привнесенных в страну испанцами.
Эквадорские кечуа — это преимущественно крестьяне. Они живут как в крупных селах, так и на хуторах. В центральной части крупных сел обычно размещаются административные учреждения, лавки, церковь. Жилища кечуа — это хижины, сплетенные из прутьев и обмазанные глиной. Пол в хижинах обычно земляной, окон, как правило, нет, свет проходит через дверной проем. Обстановка жилища состоит из нар, покрытых шкурами, а в некоторых жилищах и этого нет — сидят и спят на циновках. Пищу готовят в небольших сараях, сооружаемых возле дома, или на очаге в доме. Пища кечуа однообразна, преобладают растительные продукты, мясо едят только по праздникам. Недостаток белков и витаминов отрицательно сказывается на физическом развитии кечуа и повышает их восприимчивость к различным заболеваниям.
Обычная одежда мужчин-кечуа — короткие брюки и пончо, женщины носят белые рубахи, заправленные в широкие длинные юбки. Обязательная принадлежность женского туалета — шаль. И мужчины и женщины носят шляпы разных фасонов, но обязательно с полями. Большинство женщин украшает себя бусами, браслетами, серьгами, сделанными из различных недорогих материалов.
Очень богат кечуанский фольклор. Народные песни обычно проникнуты грустью и жалобами на тяжелую жизнь. Легенды и народные сказки отличаются лиричностью, в них прослеживаются яркие черты истории и даются поэтические образы сказочных героев. Кечуа очень музыкальны; самые распространенные инструменты — флейта и барабан, на которых умеют играть почти все мужчины. Маленькие оркестры, состоящие из трех — пяти человек, можно встретить почти в каждой деревне. Музыка, танцы, театрализованные представления — все это неотъемлемая часть народных праздников.
Тяжелое положение индейцев кечуа, интерес к их богатой культуре вызвали к жизни широкое общественное движение, получившее название «индеанизм». Его участники выступают против полуфеодальной эксплуатации индейцев и за развитие их культуры. Главными центрами индеанизма служат Дом Эквадорской культуры и Эквадорский социальный и этнографический институт.
Музыка и танцы — неотъемлемая часть народных праздников.
Культура Эквадора длительное время находилась под сильным влиянием культуры Испании и Франции. Но уже к концу XIX в. в музыке все больше ощущается влияние местного фольклора. Один из наиболее известных композиторов того времени, С. Л. Морено, в своей «Эквадорской сюите» и других произведениях использовал народные мотивы. В 1904 г. писатель Л. А. Мартинес опубликовал роман «К берегу», который явился подлинно эквадорским реалистическим романом. В это же время начинают обращаться к национальной тематике живописцы К. Пинто, К. Эгас и др.
В культуре Эквадора заметны региональные различия, связанные с особенностями развития двух частей страны. Так, например, в Сьерре литературными героями чаще всего выступают крестьяне-индейцы, городские рабочие и служащие — метисы и индейцы. Писатели же так называемой гуаякильской группы исследуют жизнь и психологию жителей побережья — монтувиос, как называют в Эквадоре сельских жителей Косты. В формировании населения Косты большую роль сыграл африканский элемент. Поэтому жители побережья отличаются большей экспансивностью и подвижностью по сравнению с уроженцами Сьерры.
Среди писателей Сьерры наиболее известны Хорхе Икаса — его роман «Уасипунго» был переведен на несколько языков, в том числе и на русский; Бенхамин Каррион — писатель и литературовед. В гуаякильской группе выделяются такие писатели, как Хоакин Лара, Энрике, Альфредо Пареха Диескансеко — один из наиболее известных романистов страны. Видный поэт Эквадора — Хорхе Каррера Андраде.
Развитию эквадорской культуры и искусства очень мешает низкий уровень образования большинства населения. По официальным данным, почти треть эквадорцев (не считая детей в возрасте до 15 лет) неграмотна. Очень много в Эквадоре и полуграмотных, т. е. людей, окончивших 1—2 класса начальной школы, хотя формально шестилетнее обучение является обязательным. Их культурный уровень мало отличается от культурного уровня не умеющих читать и писать. В Эквадоре не хватает школ и учителей, многие трудящиеся из-за тяжелого материального положения не в состоянии посылать детей в школу. В системе высшего образования превалирует гуманитарное направление. Около половины студентов обучается на юридических, экономических, философских, филологических, теологических факультетах. А доля будущих инженеров, специалистов-животноводов, агрономов в общей численности студенчества не превышает трети. Проблема всестороннего совершенствования народного образования — одна из важнейших для Эквадора.