Главная Бахрейн Культура Бахрейна
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Культура Бахрейна

У бахрейнцев, как ни у одного другого арабского народа Юго-Западной Азии, резко выражены различия в традиционной культуре горожан и сельских жите­лей. Это и понятно: к обычной специфике быта городского и сельского населения здесь добавляются культурные особенно­сти относительно недавних выходцев с Аравийского полуострова и бахарна — отчасти иранизированных арабов.

Традиционная материальная культура бахрейнских горожан в основном та же, что и у городского населения других кня­жеств Персидского залива. Орудия тру­да - главным образом промысловые суда и снаряжение для ловли рыбы и добычи жемчуга. Наземный транспорт — вьючный и верховой, с использованием преимущественно ослов знаменитой се­ровато-белой бахрейнской породы. Жи­лище — в основном двух- или одноком­натные оштукатуренные и побеленные домики из коралловых плит или камня и лишь на окраинах пальмовые хижины - барасти. Особенность обстановки жили­ща — заимствованная от индийцев боль­шая резная деревянная кровать с балдахи­ном; это престижное ложе хозяина дома, но даже ему полагается лежать на кровати только ночью, днем матрацы расстила­ют на полу. В домах побольше помеще­ния располагаются вокруг внутреннего двора, в крупных зданиях несколько та­ких дворов.

Обыденная мужская одежда — клетча­тая набедренная повязка — изар, длин­ная белая рубаха с застежкой у ворота — тоб и маленькая белая шапочка и белый головной платок — гутра, парадная муж­ская одежда — североаравийский бедуинский костюм с коричневым, черным или белым плащом — абой и черным или белым головным жгутом —акалем. Женская одежда также североаравий­ского типа с обязательной для горожанки черной маской — батулой. Молодые женщины должны носить маску даже дома, а выходя на улицу закрывать лицо еще и черной вуалью.

Пища — рисовый плов с острыми при­правами и кусочками жареной рыбы или, если есть возможность, мяса, финики, кукурузные или пшеничные лепешки, кислое молоко; напитки - кофе со специями и сладкий чай. Праздничным блюдом наряду с мясным пловом счита­ется кукурузная халва.

Орудия труда крестьян - бахарна — это прежде всего мотыга — сахин для ороси­тельных работ и рыхления земли, особым образом завязанная веревка, с помощью которой взбираются на финиковую паль­му, и тонкий серповидный нож, служа­щий для ухода за ее кроной. В качестве транспортного средства применяется двухколесная арба.

Жилищем бахарна служат прямоуголь­ные дома из камня или коралловых плит либо прямоугольные или полуцилиндрические барасти. Окон раньше не было, а для вентиляции служило отверстие над дверью. Позднее стали делать несколько низко расположенных окошек без сте­кол. Комната обычно одна, но часть ее отделена невысокой стенкой с завешен­ным занавеской дверным проемом. Это комната для омовении (хаммам), служа­щая также в качестве кладовой и подсоб­ной кухоньки, где готовят кофе и чай. Основная кухня расположена в отдель­ном домике из ветвей и циновок. В от­дельном же доме располагается и маджлис для гостей и неженатых сыновей.

Если у хозяина несколько жен, то у каж­дой — свой дом. К жилому дому пристро­ен огороженный стеной дворик, где в жа­ру работают, отдыхают, спят. Жилой и хозяйственный комплекс каждой семьи огорожен каменным или пальмовым за­бором. Несколько таких комплексов близко родственных семей, продолжа­ющих жить в одной усадьбе, огорожено стеной повыше с единственными дере­вянными воротами. В селении одна или несколько мечетей, общий дом для омовения покойников и стоящий за оградой усадьбы большой маджлис старосты - мухтара, в постройке которого прини­мает участие все селение и которым могут пользоваться также и гости других семей.

Мужская одежда сельских жителей не отличается от городской, но старшины и муллы носят кабу — кафтан персидского покроя. В женской одежде персидских элементов больше: прямые белые или сшитые из двух кусков материи разного цвета, суживающиеся книзу штаны, верх­няя одежда из белой хлопчатобумажной ткани, большое прямоугольное или полу­круглое, полосатое или черное уличное покрывало — чадур. Украшения зависят от возраста и достатка, главными из них считаются маленькая золотая розетка в левом и колечко в правом крыле носа. Традиционная пища в основном не отли­чается от городской.

В общественном и семейном быту ска­зываются заметные различия между сун­нитами и шиитами-бахарна. Даже в городах они стараются селиться обособлен­но - в разных кварталах. Сунниты судятся у своих судей — кады, шииты — у своих, и лишь недавно был создан высший судебный орган для разбора дел между теми и другими. Сунниты гордят­ся происхождением от предков-бедуинов или хотя бы отдаленным родством с эмирским домом; шииты-бахарна в своей значительной части претендуют на сейидство - происхождение от пророка Мухаммеда и считают, что это ставит их даже выше членов эмирского дома. В своей массе бахарна религиознее и консервативнее других бахрейнцев, что в значительной мере объясняется большим влиянием на них шиитских священнослу­жителей— мулл. Они консервативнее также и иранских шиитов, так как их не коснулись проведенные в Иране в 1920 — 1930-х годах XX в. культурно-бытовые реформы (традиционной одежды, семейно-брачного права и др.).

Женщина у всех бахрейнцев неполно­правна, принижена и, как правило, оста­ется домашней затворницей. Число жен­щин, работающих по найму, ничтожно. Как говорилось, горожанки-суннитки за­крывают лицо покрывалом; крестьянки-бахарна покрывала не носят, но за преде­лами усадьбы или в присутствии посто­ронних и родственников определенных категорий должны закрываться краями чадура или рукавами. Большесемейная организация распалась, но и в малых семьях сохранились узаконенные шариа­том патриархальные порядки. Мужчины женятся в 20 — 22 года, женщины выхо­дят замуж в 12 — 14 лет. Принят высо­кий брачный выкуп, но при ортокузенных браках он несколько снижается. Практи­куются обменные, а у шиитов также вре­менные браки (мута). В некоторых слоях общества сохраняется многоженство: крестьянин берет вторую жену в случае бездетности или неработоспособности первой, деревенский богатей или купец старого склада — из престижных сооб­ражений.

Однако Бахрейна, который первым из княжеств Персидского залива стал «не­фтяным государством», разумеется не могли не коснуться и новые веяния. На набережной Манамы выросли ультрасов­ременные административные и деловые здания, соперничающие своей высотой с минаретами мечетей. За ними раскину­лись новые жилые кварталы — разно­цветные кубы двухэтажных коттеджей со стрельчатыми, в индийском стиле, ар­ками входных дверей и зарешеченными лоджиями. В новом дворце эмира двери открываются автоматически, по сигналу фотоэлементов. С 1940-х годов среди муж­чин стал распространяться европейский костюм, и теперь традиционную одежду носят лишь члены эмирского дома и старики. Однако в одежде многих горо­жан еще совмещаются местные и евро­пейские элементы. Женщины, как пра­вило, пока еще не выходят на улицу без батулы и абы или чадура, но дома неред­ко надевают европейское платье, брюч­ный костюм или даже шорты. Значитель­ное число служащих, интеллигентов, биз­несменов подчеркивают свою привер­женность западному образу жизни. Они появляются в общественных местах вме­сте с женами, танцуют западные танцы, пьют спиртные напитки и подтрунивают над консервативными бахарна.

Приметой новых процессов в культур­ной жизни Бахрейна может служить рас­тущее количество культурных, литературных, спортивных обществ. Театры заме­няют несколько любительских трупп. На страницах литературного ежемесячника «Сауталь-Бахрейн» печатаются стихо­творения и рассказы молодых бахрейн­ских писателей.

Обучение в школах с 1950-х годов бес­платно. Большое внимание в школьных программах уделяется религиозным предметам. Государственная медицинская помощь в стране недостаточна.

Цитата

Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?
Конфуций