У бахрейнцев, как ни у одного другого арабского народа Юго-Западной Азии, резко выражены различия в традиционной культуре горожан и сельских жителей. Это и понятно: к обычной специфике быта городского и сельского населения здесь добавляются культурные особенности относительно недавних выходцев с Аравийского полуострова и бахарна — отчасти иранизированных арабов.
Традиционная материальная культура бахрейнских горожан в основном та же, что и у городского населения других княжеств Персидского залива. Орудия труда - главным образом промысловые суда и снаряжение для ловли рыбы и добычи жемчуга. Наземный транспорт — вьючный и верховой, с использованием преимущественно ослов знаменитой серовато-белой бахрейнской породы. Жилище — в основном двух- или однокомнатные оштукатуренные и побеленные домики из коралловых плит или камня и лишь на окраинах пальмовые хижины - барасти. Особенность обстановки жилища — заимствованная от индийцев большая резная деревянная кровать с балдахином; это престижное ложе хозяина дома, но даже ему полагается лежать на кровати только ночью, днем матрацы расстилают на полу. В домах побольше помещения располагаются вокруг внутреннего двора, в крупных зданиях несколько таких дворов.
Обыденная мужская одежда — клетчатая набедренная повязка — изар, длинная белая рубаха с застежкой у ворота — тоб и маленькая белая шапочка и белый головной платок — гутра, парадная мужская одежда — североаравийский бедуинский костюм с коричневым, черным или белым плащом — абой и черным или белым головным жгутом —акалем. Женская одежда также североаравийского типа с обязательной для горожанки черной маской — батулой. Молодые женщины должны носить маску даже дома, а выходя на улицу закрывать лицо еще и черной вуалью.
Пища — рисовый плов с острыми приправами и кусочками жареной рыбы или, если есть возможность, мяса, финики, кукурузные или пшеничные лепешки, кислое молоко; напитки - кофе со специями и сладкий чай. Праздничным блюдом наряду с мясным пловом считается кукурузная халва.
Орудия труда крестьян - бахарна — это прежде всего мотыга — сахин для оросительных работ и рыхления земли, особым образом завязанная веревка, с помощью которой взбираются на финиковую пальму, и тонкий серповидный нож, служащий для ухода за ее кроной. В качестве транспортного средства применяется двухколесная арба.
Жилищем бахарна служат прямоугольные дома из камня или коралловых плит либо прямоугольные или полуцилиндрические барасти. Окон раньше не было, а для вентиляции служило отверстие над дверью. Позднее стали делать несколько низко расположенных окошек без стекол. Комната обычно одна, но часть ее отделена невысокой стенкой с завешенным занавеской дверным проемом. Это комната для омовении (хаммам), служащая также в качестве кладовой и подсобной кухоньки, где готовят кофе и чай. Основная кухня расположена в отдельном домике из ветвей и циновок. В отдельном же доме располагается и маджлис для гостей и неженатых сыновей.
Если у хозяина несколько жен, то у каждой — свой дом. К жилому дому пристроен огороженный стеной дворик, где в жару работают, отдыхают, спят. Жилой и хозяйственный комплекс каждой семьи огорожен каменным или пальмовым забором. Несколько таких комплексов близко родственных семей, продолжающих жить в одной усадьбе, огорожено стеной повыше с единственными деревянными воротами. В селении одна или несколько мечетей, общий дом для омовения покойников и стоящий за оградой усадьбы большой маджлис старосты - мухтара, в постройке которого принимает участие все селение и которым могут пользоваться также и гости других семей.
Мужская одежда сельских жителей не отличается от городской, но старшины и муллы носят кабу — кафтан персидского покроя. В женской одежде персидских элементов больше: прямые белые или сшитые из двух кусков материи разного цвета, суживающиеся книзу штаны, верхняя одежда из белой хлопчатобумажной ткани, большое прямоугольное или полукруглое, полосатое или черное уличное покрывало — чадур. Украшения зависят от возраста и достатка, главными из них считаются маленькая золотая розетка в левом и колечко в правом крыле носа. Традиционная пища в основном не отличается от городской.
В общественном и семейном быту сказываются заметные различия между суннитами и шиитами-бахарна. Даже в городах они стараются селиться обособленно - в разных кварталах. Сунниты судятся у своих судей — кады, шииты — у своих, и лишь недавно был создан высший судебный орган для разбора дел между теми и другими. Сунниты гордятся происхождением от предков-бедуинов или хотя бы отдаленным родством с эмирским домом; шииты-бахарна в своей значительной части претендуют на сейидство - происхождение от пророка Мухаммеда и считают, что это ставит их даже выше членов эмирского дома. В своей массе бахарна религиознее и консервативнее других бахрейнцев, что в значительной мере объясняется большим влиянием на них шиитских священнослужителей— мулл. Они консервативнее также и иранских шиитов, так как их не коснулись проведенные в Иране в 1920 — 1930-х годах XX в. культурно-бытовые реформы (традиционной одежды, семейно-брачного права и др.).
Женщина у всех бахрейнцев неполноправна, принижена и, как правило, остается домашней затворницей. Число женщин, работающих по найму, ничтожно. Как говорилось, горожанки-суннитки закрывают лицо покрывалом; крестьянки-бахарна покрывала не носят, но за пределами усадьбы или в присутствии посторонних и родственников определенных категорий должны закрываться краями чадура или рукавами. Большесемейная организация распалась, но и в малых семьях сохранились узаконенные шариатом патриархальные порядки. Мужчины женятся в 20 — 22 года, женщины выходят замуж в 12 — 14 лет. Принят высокий брачный выкуп, но при ортокузенных браках он несколько снижается. Практикуются обменные, а у шиитов также временные браки (мута). В некоторых слоях общества сохраняется многоженство: крестьянин берет вторую жену в случае бездетности или неработоспособности первой, деревенский богатей или купец старого склада — из престижных соображений.
Однако Бахрейна, который первым из княжеств Персидского залива стал «нефтяным государством», разумеется не могли не коснуться и новые веяния. На набережной Манамы выросли ультрасовременные административные и деловые здания, соперничающие своей высотой с минаретами мечетей. За ними раскинулись новые жилые кварталы — разноцветные кубы двухэтажных коттеджей со стрельчатыми, в индийском стиле, арками входных дверей и зарешеченными лоджиями. В новом дворце эмира двери открываются автоматически, по сигналу фотоэлементов. С 1940-х годов среди мужчин стал распространяться европейский костюм, и теперь традиционную одежду носят лишь члены эмирского дома и старики. Однако в одежде многих горожан еще совмещаются местные и европейские элементы. Женщины, как правило, пока еще не выходят на улицу без батулы и абы или чадура, но дома нередко надевают европейское платье, брючный костюм или даже шорты. Значительное число служащих, интеллигентов, бизнесменов подчеркивают свою приверженность западному образу жизни. Они появляются в общественных местах вместе с женами, танцуют западные танцы, пьют спиртные напитки и подтрунивают над консервативными бахарна.
Приметой новых процессов в культурной жизни Бахрейна может служить растущее количество культурных, литературных, спортивных обществ. Театры заменяют несколько любительских трупп. На страницах литературного ежемесячника «Сауталь-Бахрейн» печатаются стихотворения и рассказы молодых бахрейнских писателей.
Обучение в школах с 1950-х годов бесплатно. Большое внимание в школьных программах уделяется религиозным предметам. Государственная медицинская помощь в стране недостаточна.