В духовном и культурном отношении немецкая Швейцария осталась связанной с Германией даже после прекращения политической связи; французская сохраняла такую же связь с Францией. Реформация началась в Германии и Швейцарии одновременно. В 1519 году Ульрих Цвингли начал в Цюрихе свою реформаторскую деятельность. В Санкт-Галлене проповедником и двигателем реформации почти одновременно с Цвингли выступил его друг, учёный гуманист Иоахим Ватт (Watt, Vadianus в лат. форме), бывший в Санкт-Галлене городским врачом. Он добился того, что в 1523 году город сменил прежних священников и назначил новых сторонников реформы. В Шаффхаузене горячим сторонником реформы явился аббат монастыря Всех святых Михаил Эггенсдорф. Движение не коснулось только сельских кантонов.
В 1525 году анабаптистское движение, захватившее Германию, отразилось и в Швейцарии, преимущественно в подвластных Цюриху сёлах. Здесь под знаменем религиозной реформы требовалось изменение положения крестьянства (допущение его депутатов в Большой совет, отмена некоторых повинностей, изменение законов об охоте и т. д.). Диспуты с анабаптистами, устроенные Цвингли, цели не достигли. Крестьяне сожгли и разграбили несколько монастырей, сделали несколько нападений на город, но в конце концов были усмирены, хотя правительству пришлось сделать им некоторые уступки («Каппельская грамота»). Анабаптизм не оставил в Швейцарии заметных следов. В 1528 году принял реформацию Берн; за ним последовал Базель (где одно время жил и проповедовал Кальвин). Везде переход к реформации был постановлен городскими советами, причём меньшинство и сельские округа были принуждены подчиниться. В Аппенцелле, Гларусе и Граубюндене, ввиду невозможности прийти к общему решению, была провозглашена свобода совести. Религиозный спор вызвал войну. Цюрих, Берн, Санкт-Галлен, Биль, Мюльгаузен, Базель, Шаффхаузен заключили союз между собой; против него стал союз 5 католических кантонов с Вале и Австрией. Первая религиозная война (1529) окончилась победой протестантов, за которой последовал мир в Каппеле (отсюда выражение «первая каппельская война»); решение религиозных вопросов предоставлено на усмотрение общин. Католические кантоны не допустили, однако, у себя протестантской проповеди; началась вторая каппельская война, окончившаяся победой католиков в битвах при Каппеле (где был убит Цвингли) и при Губеле (в Цуге) и вторым каппельским миром, которым союз протестантских городов был расторгнут. Швейцария распалась на католическую и реформатскую.
Вне этих отношений стояла западная Швейцария. В Женеве, которая в 1526 году ради самозащиты от герцогов Савойских заключила союз с Берном и Фрайбургом, начал проповедь сперва Фарель, потом (с 1536 года) Кальвин. Религиозной борьбой попытался воспользоваться герцог Савойский, чтобы вновь подчинить себе Женеву, но не только не преуспел в этом, а потерял в войне с Берном принадлежавшие ему ещё Во (южная часть нынешнего кантона, но без Лозанны, составлявшей особое епископство, тоже доставшееся Берну) и небольшие сеньории Же и Шабле (обе принадлежат ныне Франции). Все попытки Савойи возвратить себе Во остались безрезультатными; только по договору 1564 года Берн уступил ей обратно Же и Шабле.
В Лозанне — тотчас после её присоединения к Берну (1536), в Женеве — несколько позднее (1559) — были основаны академии. Кроме свободных в религиозном отношении Граубюндена, Гларуса и первое время Аппенцеля, как протестантские кантоны, так и католические проводили у себя религиозное единство с обычной в то время исключительностью и нетерпимостью, со смертными казнями, сожжением и изгнаниями, хотя все такие религиозные преследования не достигали здесь тех размеров, как в других странах Европы. Центрами католической пропаганды были Люцерн, где на частные пожертвования была основана иезуитская коллегия, достигшая значительного процветания, и Фрайбург (тоже иезуитская коллегия).
В 1586 году семь католических кантонов (4 лесных, Цуг, Фрайбург, Золотурн) заключили так называемый «Золотой» (названный так по золочёным заглавным буквам грамоты) или Борромейский союз (по имени кардинала Борромео), обязывавший его членов защищать католицизм внутри каждого кантона, в случае надобности — силой оружия. Швейцарский союз вследствие этого как бы распался. Католические кантоны имели свои сеймы в Люцерне, протестантские — свои в Арау, хотя рядом сохранялись и прежние общие, утратившие большую долю своего и без того скромного значения. Внутренняя связь между двумя частями Швейцарии ослабела; зато укрепилась связь между кантонами одной религии. Однако оставались общие дела, например управление землями, состоявшими в общем владении кантонов разных религий. Это общее владение являлось ареной постоянной борьбы, отражавшейся и на подвластных землях, в которых поочерёдно управляли и судили католические и протестантские фогты. В 1587 году 6 из 7 католических кантонов заключили дружеский союз с Филиппом II Испанским. В 1597 году Аппенцелль вследствие религиозной борьбы распался на 2 полукантона: католический Иннерроден и протестантский Ауссерроден. Ближайшим поводом к распадению послужила борьба из-за введения григорианского календаря, который был принят католическими кантонами и не принят протестантскими. Этот спор чуть было не привёл к гражданской войне. Католические кантоны хотели насильственно ввести новый календарь в тех землях, которые находились в общем владении нескольких кантонов и в которых они могли это сделать, опираясь на право большинства. Протестантские кантоны не соглашались, настаивая на том, что вопрос о календаре, как вопрос религиозный, не подлежит решению по большинству голосов. Война была предупреждена посредническим вмешательством Франции, устроившей соглашение, по которому произошло размежевание между землями старого и нового стиля. Только в начале XVIII века, когда для протестантов религиозная точка зрения потеряла своё преобладающее значение, протестантские кантоны один за другим тоже приняли григорианский календарь (подробности религиозной борьбы — см. Реформация, Цюрихская реформация, Кальвин, Женева).
Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)