Главная История Иордании Эль-Карак
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Эль-Карак

Эль-Карак — город, расположенный на западе Иордании и являющийся административным центром и крупнейшим населённым пунктом одноимённой мухафазы Эль-Карак. Располагаясь на торговом пути царей, в 140 км к югу от Аммана, Эль-Карак, некогда, был частью Иерусалимского королевства. Город развился вокруг крепости крестоносцев, возвышающейся на высоте около 1000 метров над уровнем моря, с которой можно без труда увидеть Мёртвое море. Имеются различные версии произношения и написания названия города на русском языке, среди которых наиболее часто встречающиеся: Эль-Карак, Карак, Керак, Аль-Карак.

География

Город находится на западе Иордании, в некотором отдалении от Мёртвого моря и израильской границы. Город разместился в ландшафтной области, которую с севера ограничивает вади аль-Муджиб (al-Mudjib), с юга вади аль-Хаса (al-Hasa), а с запада Мёртвое море. Эта область представляет собой достаточно пересечённую местность, изрезанную сухими долинами. Почвы коричневые и серо-коричневые, характерные для кустарниковых степей. Одно из названий этой ландшафтной области — Ар.

Эль-Карак расположился на плато треугольной формы, которое возвышается более чем на 300—400 м над окружающей территорией. Плато имеет естественное происхождение и является частью одноимённого вади или сухой долины (араб. w?d?s — «долина»). Город лежит в южной части плато, форма которого сужается к югу. Таким образом, с трёх сторон город окружают крутые склоны вади.

Климат Эль-Карака типичный средиземноморский — большая часть осадков приходится на зимний период. Климат засушливый, осадков выпадает немного — порядка 200—300 мм в год. Так как город находится на высоте около 1000 м над уровнем моря, зимы достаточно прохладные и ветреные, изредка бывает снег. Средняя температура в январе — около 10 °C, в июле — 28°.

Экономико-географическое положение

К югу от Эль-Карака находятся два небольших городка: Эс-Сафия, специализирующийся на химическом производстве (прежде всего, калийные удобрения) и Эт-Тафила, где производится цемент. К востоку от города находятся важные транспортные узлы Иордании, а к северу (140—160 км) расположена главная промышленная зона страны — Амман и Эз-Зарка. Важным элементом в экономико-географическом положении Эль-Карака является его близость к Израилю, через морские порты которого осуществляется вывоз и ввоз продукции в город. Эль-Карак находится в зоне орошаемого земледелия.

Транспортное положение

Некогда Эль-Карак располагался на, так называемой, Королевской Дороге (The Kings' Highway), являвшейся важным торговым путём Ближнего Востока, берущего начало в Сирии и заканчившегося в Египте.

Сейчас город расположен к западу от главной автомобильной магистрали страны — Пустынное Шоссе (Desert Highway), которая протянулась по стране с севера на юг и объединила все крупные населённые пункты в единую транспортную систему. В этом же месте и в том же направлении протянулась и железная дорога Иордании. Связь Эль-Карака с главными транспортными артериями страны осуществляется посредством сети более мелких автодорог (через следующие транспортные узлы: Эль-Катрана, Маан, Джурф-эр-Даравиш и Амман). Автобусы из Эль-Карака регулярно отправляются в Амман, Эт-Тафилу, Маан, Акабу. Эль-Карак также связан сетью дорог с единственным портом страны — Акабой, через который осуществляется большая часть торговых операций. Помимо Акабы, Эль-Карак использует израильские порты для транспортировки своей продукции.

Преимущества транспортно-географического положения Эль-Карака в том, что он расположен на туристическом маршруте Амман — Эль-Карак — ас Шубак (он же Крак-де-Монреаль) — Петра — Акаба, который объединяет воедино все главные туристические объекты Иордании в единый комплекс. Таким образом, туристы, которые едут из Аммана в Петру, зачастую останавливаются в Эль-Караке.

История

Период Моавитян

Карта юга Ближнего Востока, ок. 830 до н.э.. Царство Моав Иудейское царство Израильское царство Филистимляне города-государства Финикийские государства Царство Аммон Царство Идумея (Эдом) Царство Арамейский Дамаск Ассирия арабские племена Набатейские племена Арамейские племена

Территория современного Эль-Карака была заселена ещё в железном веке, около 2400 г. до н. э., и населяли её племена моавитян. Согласно Библии, моавитяне произошли, при кровосмешении (инцесте) Лота со своими дочерьми, которые прежде его напоили вином. Вскоре обе дочери родили по сыну — Моав (от кого произошли моавитяне) и Бен-Амми (соответственно, прародитель аммонитян). И моавитяне, и аммонитяне являлись врагами евреев.

В 850 г. до н. э. великий царь моавитян Меша объединил разрозненные племена в, так называемое, Царство Моав, куда вошёл и современный Эль-Карак, именуемый в те времена Кир Моаб (дословно «столица моабитов») и выполнявший преимущественно сельскохозяйственные функции. Столицей же царства стал город Дибон, который впоследствии утратил свои столичные функции, передав их древнему Эль-Караку. Преимущество Кир Моаб давало то, что он располагался на главном караванном пути, связывавшем Египет с Сирией.

В IX веке до н. э. Эль-Карак упоминается и в Библии под названиями Кир, Кирхаре, Кирхарешет и Кир Херес (Kir, Kir Haresh, Kir Hareseth и Kir Heres). Библия рассказывает о том, как царь Израильского царства и его союзники из Иудейского царства и Эдома (Идумеи) уничтожали моавитян, а также осадили царя Меша в его крепости Кирхаре.

Далее Эль-Карак попадает в зависимость от Ассирии, правителем которой тогда был Тиглатпаласар III (Tiglath-Pileser), ссылавший сюда пленников из завоёванного им Дамаска. Как раз таки в период его правления политика истребления завоёванных народов, проводимая предыдущими правителями Ассирии, была заменена политикой массового их переселения из одних районов в другие. Далее Эль-Карак становится важной составляющей частью Набатейского царства.

Греко-римский период

В течение всего периода расцвета Древней Греции и со времён завоеваний Александра Македонского Эль-Карак не потерял своих важных стратегических функций и был известен под именем Харха (Kharkha).

В 105 (по другим источникам в 205) году н. э. Кирхаре был завоёван римлянами, которые переименовали его в Каракмоба — «крепость, охраняющая Царство Моав». В 295 году н. э. Римская империя, владевшая тогда Палестиной (Эрец-Исраэль), разделила её на три части: Палестина Прима (Palestina Prima), куда вошли Иудея и Самария, со столицей в Кесарии; Палестина Секунда (Palestina Secunda) со столицей в Скитополе (Бейт-Шеан) — область верхнего Иордана и Генисаретского озера; Палестина Терция (Palestina Tertia), включавшая Идумею и Моав со столицей в Петре. Как раз в составе Терции и находился тогда Эль-Карак.

Византийский период

В IV веке н. э. Эль-Карак отошёл к Византии. Во времена Византийской империи он являлся епархией, где оставшиеся христиане жили по мусульманским законам. 629 годом датируется первое достоверно известное противостояние мусульман и Византийской империи. А уже в 636 году Эль-Карак впервые завоёван мусульманами.[6]

Но археологические раскопки в Эль-Караке не дали каких-либо находок, которые могли бы свидетельствовать об особенностях архитектуры того времени. Следы Византийского периода в Эль-Караке были обнаружены лишь на раскопках в греческой церкви Святого Георга.

Судить об особенностях Эль-Карака этого времени, можно посредством анализа двух мозаичных карт, расположенных в церквях Иордании: в городе Мадаба (датированная 6 веком) и в городе Ум Аль-Расас (созданная примерно в 718 году).

На обеих картах современный Эль-Карак (на карте он обозначен как Каракмоба) изображён как город, окружённый оборонительной стеной; хотя крепость была построена крестоносцами лишь в XII веке. В южной части отчётливо прослеживаются ворота, защищённые двумя башнями. В левой части расположена небольшая церковь с красной крышей. На картинке, с юга на север протянулось три ряда улиц, центральная из которых ведёт к большой церкви, вероятнее всего, являвшуюся кафедральным собором. Большая церковь может соответствовать современной церкви Джами аль-Умар (Jami' al-'Umar), тогда как маленькая церковь имеет два варианта соответствия: либо это церковь Св. Георга (the Church of St. George), либо церковь Аль-Кадир (al-Khadir). Такое обилие церквей и дало историкам повод полагать, что Эль-Карак в Византийский период являлся епархией.

Период крестоносцев

Начало становления Эль-Карака, как неприступной крепости, пришлось на XII век, когда на Ближнем Востоке появились крестоносцы. Возведение крепости крестоносцев началось в 1142 году под управлением Пайена де Мильи — в другой транскрипции Паган или Паганус (фр. Payen le Bouteiller) — являвшимся одновременно сеньором Трансиордании или Земли за Иорданом (Oultrejordain) и дворецким короля Фулька V Иерусалимского (фр. Foulque V), более известного как Фульк Молодой. Крестоносцы назвали этот форт Крак Моавский или Крак-де-Моав (Crac des Moabites или Kerak in Moab), что в переводе означает «крепость в Земле Моавской». Строительство её заняло около двадцати лет и закончилось оно в 1161 году. Тогда же Эль-Карак становится столицей и резиденцией короля Трансиордании (или Заиорданья)[9], переняв столичные функции у ослабленной крепости Крак-де-Монреаль (Crac de Montreal), сооружённой ещё в 1115—1116 годах в Идумее (несколько южнее Эль-Карака), по приказу короля Балдуина I. Эль-Карак имел значительные стратегические преимущества, располагаясь к востоку от реки Иордан, так как с его позиций было возможно контролировать действия кочевавших пастухов-бедуинов и следить за торговыми путями из Дамаска и Каира, а также маршрутами хаджа в Мекку. Преемники Пайена де Мильи — и его же племянники Морис (1147 г.) и Филипп де Милли (1161 г.) (последний являлся седьмым по счёту Великим Магистром Тамплиеров) добавили башни и защитные сооружения на северной и южной сторонах, дополнив их двумя глубокими рвами (южный ров был наполнен водой и служил резервуаром для её хранения).

Также Крак-де-Моав вошёл в цепь крепостных укреплений, протянувшихся от египетской границы (близ залива Акаба) до Турции. Эль-Карак, как и все остальные пункты в этой цепи крепостных укреплений, должен был обеспечивать передачу сообщений на всём её протяжении, посредством ночного использования аналога гелиографа или светопередатчика. Таким образом, сообщение отправленное из пункта, находящегося у залива Акаба, поступало в крепость, расположенную чуть севернее. В свою очередь эта крепость передавала это же сообщение в другой пункт, расположенный также севернее от него. И так одно послание менее чем за 12 часов могло дойти с египетской границы до турецкой или же в обратном направлении.

В начале 1170-х годов Крак-де-Моаву удалось успешно отразить несколько осад. В 1176 году он переходит под управление печально известного Рено де Шатийона, прославившегося своими безрассудными и варварскими выходками, и отличавшимся чрезмерной жестокостью. Имеются факты, что Рено де Шатийон, сбрасывал с крепостной стены мусульманских пленников, на головы которым были одеты деревянные ящики и с кандалами на шее. Их сбрасывали с высоты 450 метров живыми и в полном сознании, и смерть наступала лишь с ударом о землю. Другой формой проявления жестокости Рено де Шатийона было то, что он приказывал сажать пленников в очень тесные ямы. За такое варварское поведение, историки его прозвали «франкский бедуин».

Рено де Шатийону удалось получить управление над Эль-Караком после женитьбы на Стефаньи де Милли — дочери Филиппа де Мильи, вдове Онфруа III де Торона и невестки Онфруа II. Нарушив все раннее достигнутые договорённости, он начал грабить торговые караваны и паломников, следующих в Мекку, атаковал обитель ислама — Хиджаз и нападал на арабские порты на Красном море, и даже угрожал святыне мусульман — Мекке. В частности осенью 1182 года Рено де Шатийон организовал дерзкий морской рейд на судах которые были построены и испытаны на Мёртвом море, а затем разобраны и перенесены на побережье Красного моря с помощью верблюдов. Рено де Шатийону даже удалось захватить Акабу, создав тем самым плацдарм для атак на мусульманские святыни. Три из пяти больших кораблей около полугода наводили страх и ужас на жителей исконно мусульманских владений.

Салах ад-Дин

На эти действия без промедления отреагировал Салах ад-Дин — правитель Сирии и Египта, который объявил государству крестоносцев войну. Он поклялся отомстить и собственноручно убить Рено де Шатийона. Весной 1183 года заместители Салах ад-Дина в Египте построили корабли и спустили их в Красное море. Вскоре флот (не более 900 человек) Рено де Шатийона был вынужден выйти на сушу и принять бой. В трёхдневной битве крестоносцы потерпели поражение, каждого из них церемониально обезглавили в разных городах империи Салах ад-Дина.

Осенью 1183 года и в конце лета 1184 года Салах ад-Дин попытался захватить крепость Рено де Шатийона, но обе попытки оказались безуспешными. Так, в 1184 году Салах ад-Дин окружил город и начал осаду. Как раз в это время проходила свадьба Онфруа IV де Торона и Изабеллы Иерусалимской, и после ряда переговоров проведённых с Салах ад-Дином, он милостиво согласился не атаковать ту часть замка, где проходила церемония бракосочетания, а сосредоточился на разрушении остальной части крепости. Но вскоре Салах ад-Дин был вынужден прекратить осаду в связи с тем, что на подмогу Рено де Шатийону подоспела армия его союзника — короля Балдуина IV.

То ли в конце 1186 года, то ли в начале 1187 года Рено де Шатийон снова ограбил богатый мусульманский караван, выручка от которого составила 200 000 золотых. Имеется предположение, что с караваном могла следовать сестра Салах ад-Дина, которую возможно изнасиловал 61-летний Рено.

Смерть Рено де Шатийона от рук Салах ад-Дина, во время битвы при Хаттине

Салах ад-Дин со своей стороны устроил 1 мая 1187 года рейд на христианские территории в Галилее. Всё шло к решающему сражению, которое состоялось при Хаттине, где армия крестоносцев потерпела сокрушительное поражение. Салах ад-Дин великодушно позволил уйти всем пленникам, прежде участвующим в сражении, кроме Рено де Шатийона, которого он собственноручно обезглавил. А голова его ещё долго использовалась в пропагандистских целях: её возили по мусульманским городам, дабы показать народу, что «повелитель держит слово, а их злейший враг, князь Арнаут, мёртв и больше не вернётся». После этой битвы Салах ад-Дин снова окружил Крак-де-Моав и после восьмимесячной осады взял его штурмом в 1188 году.

Имеются факты, говорящие о том, что во время этой осады, оборонявшие город воины отдавали своих жён и детей в рабство, в обмен на продовольствие. Но после капитуляции они получили своих близких назад от великодушного победителя, который даже разрешил им беспрепятственно уйти на территорию христиан. Нельзя, однако, с уверенностью утверждать, что случай с продажей жён и детей действительно имел место при осаде Эль-Карака; вполне возможно, нечто подобное произошло во время осады Крак-де-Монреаля, который продержался на несколько месяцев дольше и капитулировал только в 1189 году. Также вполне может быть так, что подобное происходило при осадах обеих крепостей. С этих событий начался процесс постепенного вытеснения крестоносцев с Ближнего Востока мусульманами.

Период мусульман

С 1188 года замок Крак, или аль-Керак так никогда больше и не принадлежал крестоносцам в отличие от многих других крепостей на Ближнем Востоке, которые меняли хозяев на протяжении всего XIII века (некоторые крепости многократно переходили из одних рук в другие).

Во время правления Айюбидов (до 1263 года) и Мамлюков (с 1263 года) город стал столицей территории покрывающей большую часть современной Иордании, играя, при этом, в течение двух столетий одну из центральных ролей во внутренней политике Ближнего Востока. Из средневековых источников известно что, айюбиды несколько изменили и реконструировали замок и город. Позже Эль-Карак стал столицей целого королевства Мамлюков, когда правивший в то время султан ан-Насир Ахмад перенёс столицу из Каира. Но вскоре он был вынужден сдать свои полномочия. На Эль-Карак было осуществлено восемь крупных атак с последующими его осадами, прежде чем его брат и преемник ас-Салих Исмаил захватил таки крепость и вернул себе королевский титул. Во время этих осад Эль-Карак удостоился сомнительной чести быть первым городом на Ближнем Востоке, который был подвергнут обстрелу из артиллерийских пороховых орудий мамлюков.

В 1263 году правитель Мамлюков Бейбарс расширил замок и построил новые башни внушительных размеров, самая крупная из которых возвышалась на северо-западном углу крепости. Также был перестроен и изменён вход в город. На первый взгляд входа не было вовсе, так как были убраны ворота. Но оказалось, что войти можно было в город только через подземный проход, который можно увидеть и сейчас. Имеется легенда, что смерть Бейбарса, которая произошла в 1277 году, связана с другим правителем Эль-Карака аль-Кахиром. Согласно ей Бейбарс будто бы собственноручно напоил аль-Кахира отравленным кумысом из чаши, из которой потом по оплошности выпил и сам. В 1293 году три крепостные башни были разрушены землетрясением.

За всю свою историю Эль-Карак осаждался огромное количество раз, и ни разу вплоть до XIX века его не удавалось взять приступом. В 1840 году Ибрагим-паша из Египта захватил крепость Эль-Карак и разрушил большую часть её защитных сооружений. В 1868 году в Эль-Караке правил Мохаммед аль-Маджали, который участвовал в разрушении Моавитского камня.

В 1880-х годах в районе Эль-Карака шли кровопролитные сражения между мусульманами и христианами. Спокойствие в районе удалось восстановить только после введения многотысячной турецкой армии. В связи с этим в 1879 году девяносто католических и православных семей были вынуждены покинуть Эль-Карак и осесть в Мадабе и в Маине.

Наличие глубоких рвов на северной и южной оконечностях замка обеспечивали ей большую безопасность, но появление изощрённых приспособлений — метательных орудий, известных как баллисты и требушеты, означало, что оборонявшиеся теперь не могли чувствовать себя в полной безопасности во время осад. В XIX веке, с развитием военных технологий, использованием пушек и взрывчатых средств, оборонительные укрепления Эль-Карака становятся ненужными.

В более поздний период Эль-Карак всё чаще становится прибежищем мятежников, а замок использовался как место проведения родовых советов. С 1894 года, после установления над этой территорией турецкой власти, мамлюкский дворец внутри крепости использовался в качестве тюрьмы. Великое арабское восстание положило конец турецкой власти над городом, которая официально прекратилась в 1918 году.

Двадцатый век

После Первой мировой войны Эль-Карак был в составе южной провинции непродолжительно существовавшего Сирийского королевства. После его падения Эль-Карак отошёл к французам, а в июле 1920 года местные племена объявили его независимым регионом Арабского государства Моав (Arab Government of Moab), с Руфайфаном аль-Маджали (Rufayfan al-Majali) во главе. В 1921 году эта территория становится эмиратом Трансиордании. Эль-Карак теряет свои оборонительные функции и на последующие 60-65 лет он становится сельскохозяйственным центром. В 90-х годах XX-го века к Эль-Караку снова начинает проявляться интерес: в 90-х годах Эль-Карак начинает позиционироваться как важный туристический центр Иордании; а в 1999 году, с помощью США, вокруг города была образована свободная экономическая зона. Эти два события послужили толчком к дальнейшему развитию города.

Древние названия города

Арабское название Эль-Карак происходит от арамейского языка, в котором karka означает «город, обнесённый стеной». Но корень krk, значащий «окружать, огораживать», не был свойственен арамейскому языку. Во времена Древнего Рима, Древней Греции и расцвета Византии город назывался Каракмоба (Karaкмoba) — «крепость (замок) Моавитян», имеющее несколько звучаний (Charach-, Charak-), упоминающееся в трудах Клавдия Птолемея (середина II-го века н. э.). Вполне вероятно, название Каракмоба образовалось в Персидский период, когда арамейский язык был официальным языком правительственных органов.

В Библии, территория современного Эль-Карака упоминается, как город Моавитян, под именами: Кир (Kir) (у пророка Исаия), Кир-Херес (Kir-heres) (у пророка Иеремия и у пророка Исаия) и Кирхарешет (Kir-hareseth) (во Второй Книге Царств и у пророка Исаия).

Кир упоминается лишь однажды в книге пророка Исаии, где он описывается параллельно с названием Ар. Именем Ар, по мнению некоторых исследователей, моавитяне обозначали область между вади Муджиб (Wadi Mujib) и вади Хаса (Wadi Hasa). Если Ар было обозначением ландшафтной области или региона, а не города, тогда вероятней всего, что Кир являлся столицей этого региона. Кроме того, на языке моавитян Кир означало «город». По другой версии, столицей этого региона мог быть город Эр-Рабба — er-Rabbah (древнее название Раббатмоба — Rabbathmoba).

Кирхаре и Кирхарешет использовались совместно с понятием Моав, которое упоминается в книгах Исаии и Иеремии. Таким образом, Кирхаре или Кирхарешет являлось столицей Царства Моав. В книгах совсем мало сказано о расположении города, поэтому большее об истории района учённым рассказали записи короля Меша. Согласно ним, Дибон (Dibon) являлся столицей Царства Моав, во времена его правления. Будущая столица Царства Моав (Кирхаре или Кирхарешет) располагалась к югу от вади Муджиб, а подобное положение имели как Эль-Карак, так и Эр-Рабба, поэтому они оба способны были именоваться Кирхаре или Кирхарешет и впоследствии быть столицей моавитян.

Только раскопки вокруг обоих поселений позволили установить, что Кирхаре или Кирхарешет могло означать «город в лесистой местности» (от араб. хир — «лес»). Эль-Карак расположен в непосредственной близости от одноимённого вади, и есть вероятность, что склоны вади в те времена могли быть покрыты деревьями. Это — дополнительный аргумент в пользу того, что Эль-Карак был столицей Царства Моав. Но этого аргумента недостаточно для безапелляционного утверждения о столице моавитян, поэтому дополнительным доводом в пользу Эль-Карака служит его расположение на главных торговых путях железного века и Римско-Византийского периода, в то время как Эр-Рабба находился в удалении от них.

Иорданское Хашимитское Королевство

Флаг Иордании

Герб Иордании
История
Статьи
Люди
Города
Цитата

Лучше, если не было и появилось, чем было, да исчезло
Китайская пословица