Ставрополье богато и на легенды о великих кладах, и на рассказы о ценностях, которые в разные годы археологи и копатели находили в земле. Корреспондент SmartNews составил карту кладов Ставропольского края.
На Ставрополье есть две легенды о кладах, которые до сих пор не найдены: это золотая карета Чингисхана на дне реки Буйволы под Буденновском и золотая тачанка, зарытая в кургане недалеко от Георгиевска. Однако специалисты считают, что оба эти клада относятся к категории мифов.
Ни в XVIII веке, ни в XIX ничего найдено не было. А тачанка и карета — не иголки в стоге сена. Эти клады — желаемое, которое хочется выдать за действительное.
Сергей Савенко, директор Пятигорского краеведческого музея, SmartNews
Тем не менее в истории Ставрополья были и не мифические, а реальные ценные находки, которые имели большую историко-культурную ценность.
Один из самых ценных кладов нашел крестьянин Олейников в 1910 году, когда вскапывал свой огород в селе Казинском Ставропольской губернии. Находка состояла из 19 драгоценных предметов из золота общим весом более 16 кг. Сокровища были зарыты сарматами и датировались III веком до н.э.
Тут же нашелся владелец участка, который, как оказалось, буквально накануне оформил купчую. Он стал оспаривать право на проданную землю. И неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не вмешался один из лучших ставропольских юристов тех лет, Григорий Прозрителев. Он уговорил стороны заключить мирное соглашение.
После этого сокровища продали государству, а обе стороны получили по 37 тысяч — колоссальную по тем временам сумму. В качестве гонорара Прозрителеву передали 1,5 тыс. рублей, которые он в свою очередь отдал на нужды только что созданного в Ставрополе Музея истории. Сейчас этот музей носит его имя и называется Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
С точки зрения тогдашних законов это был сложный процесс. И то, что было достигнуто мирное соглашение, действительно говорит о гениальности Прозрителева.
Игорь Моисеев, юрист, SmartNews
Историки считают, что в смутные времена Октябрьского переворота, когда никто не знал, надолго ли установится новая власть, многие состоятельные люди могли делать схроны до лучших времен. Существует мнение, что какая-то часть ценностей могла осесть у атамана Андрея Шкуро — легендарной личности, создателя первого в России спецназа, «волчьей сотни», которая во времена Первой мировой войны наводила ужас на противника.
Во времена Октябрьского переворота атаман оказался в Ставропольском крае и спас от гибели сотни гимназистов, офицеров, инженеров, учителей, дворян и промышленников, которых приготовилась расстрелять ставропольская ЧК. Жители Ставрополья поныне чтут память своего спасителя — например, в самом Ставрополе в настоящее время активно действует народное общество памяти атамана Шкуро.
Летом 1917 года на Кавказских Минеральных Водах отдыхало много высокопоставленных лиц, в том числе представители царской фамилии и знаменитая балерина Матильда Ксешинская. Они приехали со своими драгоценностями и думали к осени вернуться в столицу, надеясь, что «заварушка» скоро закончится. Но вышло по-другому, и они вынуждены были бежать. И в этом им неоценимую помощь оказал атаман Шкуро.
Например, Ксешинской он помог бежать в Анапу. Естественно, спасенные делились с ним своими ценностями. Но когда в 1920 году атаман эмигрировал во Францию, денег у него с собой не было. Значит, он их где-то спрятал. Так возникла легенда о кладах Шкуро. Правда, я не слышал, чтобы кто-то что-то находил.
Сергей Савенко, директор Пятигорского краеведческого музея, SmartNews
Источник: Новости Мира Археологии