На конференции РАН, посвященной фольклору, неожиданно выяснилось, что в сказке действительно порой есть «добрым молодцам урок», наводка для археологов. Таджикский эпос подсказал, где можно искать могилу Александра Македонского.
Конференция «Информационная структура текстов разных жанров и эпох» проходила в Институте языкознания РАН с 15 по 17 мая 2013 года, и на ней прозвучал доклад «Легенда об Александре Македонском на Западном Памире» главного научного сотрудника сектора иранских языков Института языкознания Джой Иосифовны Эдельман.
Эдельман во время экспедиции к одному из памирских народов, язгулямцам, живущим в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в долине реки Язгулям, записала древнюю легенду о герое Александре. Особенность этого региона Таджикистана в его полной изолированности от мира в течение десяти месяцев в году – цивилизация стала доступной для жителей только совсем недавно, а до середины XX века они могли выходить из своих селений только, когда летом открывались горные перевалы.
Легенда гласит о сражении местного богатыря Андара с Александром возле кишлака Мотрун. Богатырь убил сестру Александра и ранил его самого, и Александр, истекая кровью, пошел вверх по течению реки, и умер. Его похоронили в гробнице возле Каменного моста.
Гробница с похороненным в ней Македонским обрела магические свойства – она открывается только избранным, нехороший человек возле нее долго находиться не может – его сразу закидают камнями и запугают жуткими воплями духи.
Если же хороший человек поднимется к гробнице босиком, то Александр исполнит его желание. Оставшееся безрезультатно ожидать царя войско превратилось в кусты можжевельника, а его конь – в барельеф на скале, а воды реки раз в год краснеют от крови полководца. Это, кстати, действительно так – по весне вода размывает красноцветную породу, залежи которой находятся у истоков реки.
Александр Македонский был поистине выдающимся человеком – он проник практически во все восточные легенды, и оставил свой след на века, причем в культуре ираноязычных народов получал разную оценку – то как герой, то как поработитель, то как разрушитель иранской культуры, осквернитель зороастрийских храмов, то как один из древних правителей Ирана, образец мудрости и справедливости.
Согласно таджикской легенде Александр похоронен возле кишлака Мотраун, где проходящие люди бросают на его могилу камни – что тоже показатель двойственного отношения: у некоторых персидских народов бросание камней означает презрение, а у других – выражение почтения, своеобразное создание народного памятника. Эйдельман, как филолог, обратила внимание и на особую форму глаголов, используемую в легенде – эта форма используется для чего-то действительно бывшего в реальности, не условного (в персидских языках есть и особая, сказочная форма глагола).
Источник: Новости Мира Археологии