Главная Новости истории 2013 год Новости за март Археологические «мелочи»
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Археологические «мелочи»

Не раз приходилось слышать, что в туристическом бизнесе зарубежья Ростовская область ассоциируется с уникальными памятниками археологии. Потому вполне уместно рассматривать наши археологические музеи как базис для привлечения в регион туристов.

Каждый археологический музейный комплекс имеет свои неповторимые черты и …проблемы, так или иначе мешающие привлечению туристов. Некоторые из них стали предметом обсуждения за «круглым столом» в Азовском музее-заповеднике.

Кто выбирает проект?

Археологический музей-заповедник «Танаис», пожалуй, одно из самых известных античных поселений в северном Причерноморье. Разговоры о необходимости построить здесь музейный комплекс с фондохранилищем ведутся не первый год. Более того – в свое время были представлены достаточно интересные проекты, которые, однако, так и не были реализованы.

Сегодня проект для «Танаиса» готовит фирма из Подмосковья. Удивляет то, что оценить проект не имели возможности не только сами музейщики, но и представители министерства культуры. Все вопросы решались на уровне областного министерства строительства… Но если рассуждать логически, то кто иной, как не представители музея должны иметь право выбора проекта? Казалось бы, все так очевидно, однако на практике все решается в обход музейщиков, удивлялись за «круглым столом».

О доверии к волонтерам

Иные проблемы у Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. Он по праву считается самым музеефицированным объектом региона, поскольку город практически стоит на десятках культурных слоев, насчитывающих не одну тысячу лет. Как говорится, копать — не перекопать. Объемы работ таковы, что местные музейщики с ними не справляются.

Есть идея привлечь к работам добровольцев, волонтеров, как сейчас говорят. Противники такого подхода тут же напоминают об отсутствии у любителей истории опыта работы в экспедиции, полагая, что тут нужны не только навыки, но и особое мышление, которое у историков вырабатывается годами. Потому единого мнения о привлечении волонтеров к участию в раскопках у профессиональных археологов нет…

И никаких экскурсий!

Этно-археологический комплекс «Затерянный мир» в станице Пухляковской — единственный на юге России музей исторической реконструкции под открытым небом. Здесь экскурсантам представляется редкая возможность увидеть, как жили, трудились, хоронили своих мертвых люди разных эпох — каменного и бронзового веков, раннего и позднего Средневековья, периода зарождения казачества.

Для учителей -историков это редчайшая возможность показать школьникам реконструированные жилища, хозяйственные постройки, мастерские, погребальные сооружения этих эпох. Но школьники в музее не такие частые гости, как хотелось бы. Проблема упирается в …инструкцию.

Согласно ей, использовать бесплатный школьный автобус для перевозки детей нельзя, экскурсия — не урок. Альтернатива — недешевый автобус из туристического бюро. Как решить задачу? Есть музей, есть школьники, есть школьный автобус. А еще есть инструкция. Она и множит все на ноль.

Атрибуты успеха

При подготовке музеев-заповедников к приему гостей, участников XII Всероссийского съезда, неизбежно встает вопрос о необходимости создания инфраструктуры турбизнеса — кафе, гостиниц, туалетов. По мнению ряда специалистов, тут необходимо соблюдать баланс, чтобы вновь созданная инфраструктура, куда часто включают СПА–комплексы, сауны, баньки, не «перевесила» сам музей. Тем более что экскурсии в Танаис или Старочеркасск, например, ограничиваются, как правило, несколькими часами.

Нужны ли тут гостиницы в таком случае? А вот вместительные и безупречно чистые туалеты, киоски с прохладительными напитками, туристические автобусы с кондиционерами – непременные атрибуты для успешного ведения туристического бизнеса в южном регионе. Особенно если учесть, что с каждым годом летняя жара – в самый разгар туристического сезона – становится все изнурительнее в наших краях… На первый взгляд, мелочи. Но турист, истомленный жарой и жаждой, едва ли будет способен оценить уникальность донской археологии.

Источник: Новости Мира Археологии

Цитата

Спешащий краб в свою нору не попадет
Японская пословица