Ни для кого не секрет, что мировое водное пространство хранит в себе множество загадок истории, большая часть которых погребена на затонувших кораблях. Сегодня ученые со всего мира исследуют погибшие суда, открывая не только тайну их крушения, но и новые памятники истории и культуры. Наконец к западным коллегам присоединились и российские ученые.
Масштабный проект, организованный в Санкт-Петербурге Национальным центром подводной археологии, носит общее название «Подводное наследие России» и включает в себя целый ряд научных исследований под руководством ведущих российских археологов. Эта программа включает в себя не только поиски, но и обследование уже найденных объектов на северо-западе России.
Как отмечает научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей Васильевич Лукошков, за последние десять лет подводные археологи НЦПА выявили и частично обследовали более 400 затонувших кораблей, среди которых суда, построенные в древней Руси и вплоть до XX века.
По оценкам ученых, на дне российских морей, рек и озер находится огромное кладбище затонувших объектов — их до полумиллиона. Причина такого «богатства» российских вод объясняется тем, что по морским путям уже около 1500 лет проходят важнейшие транспортные коридоры Европы.
По мнению руководителя исследовательского проекта А. В. Лукошкова, открытия затонувших судов доказывают, что Россия с глубокой древности и на протяжении всей своей истории была государством с развитым судоходством и судостроением. Он отмечает, что только на реке Волхов, которая соединяет Ладожское озеро с Великим Новгородом, ученые нашли 57 деревянных корпусов кораблей. Среди них есть и уникальные находки — корабль, которому по радиоуглеродному анализу дерева примерно 4000 лет, и колесное судно с прекрасно сохранившейся паровой машиной.
По обнаруженным объектам ученые считают возможным реконструировать древние торговые связи и контакты людей, населяющих северо-запад нашей страны в далеком прошлом. Историки полагают, что водные торговые пути проходили по разным рекам, соединявшим Финский залив с озером Ильмень. Например, существовал путь через Волхов, Ладогу, Неву, а был и по реке Луге.
Проведя исследования по разным трассам, ученые смогли выделить несколько маршрутов, вдоль которых строились суда одного типа с применением одних и тех же технологических приемов. Этот факт интересен тем, что примеры аналогичных технологий встречались и на территории древней Германии, где жили славяне. По мнению ученых, анализ конструкции судов позволяет говорить о существовании общих торговых связей между балтийскими народами и восточными, южными и западными славянами. Их экономическую основу составляла торговля между Востоком и Западом, которая объединяла славяно-балтийский мир.
Открытия ученых позволяют не только установить новые факты в истории взаимодействия соседних народов с жителями Древней Руси, но и установить точные причины крушения кораблей. Руководитель проекта отмечает, что нередко экспедиция находит корабли, которые в разные эпохи натыкались на одни и те же скалы. «Вокруг одной и той же подводной скалы в Финском заливе мы нашли восемь кораблей, древнейший из которых построен из дерева, датируемого XVI веком, но есть и корабли XVII, XVIII, XIX веков», — рассказывает А. В. Лукошков.
Датировать обнаруженные в ходе исследовательских работ суда археологам помогает керамика. Она позволяет определить момент гибели судна, и таким образом, косвенно идентифицировать его. «Обычно оказывается, что каждая вещь имеет свою историю», — говорит руководитель проекта.
Отдельной частью «Подводного наследия» является проект «Секреты кораблекрушений». Важным вкладом проекта стало исследование русского военного галиота «Тобиас Энге», который разбился около Гогланда в бурную ночь 28 октября 1771 года. В крушении погиб весь экипаж (45 человек), и обстоятельства трагедии были неизвестны. Благодаря последним исследованиям ученые могут утверждать, что галиот не смог обогнуть мыс острова, был поврежден и сразу пошел ко дну.
Важным открытием стала находка русского 57-пушечного фрегата «Олег», флагмана императора Александра II, между островами Гогланд и Соммерс. Фрегат затонул в 1869 году во время учений и лежит на ровном киле на глубине 60 метров. Корабль пошел ко дну очень быстро — всего за 15 минут, именно поэтому все оружие и интерьер были сохранены. Ученые отмечают, что это единственный затонувший корабль в мире, расположение которого позволяет проникнуть на все шесть палуб затонувшего судна. Этот фрегат считается историческим объектом специального значения, и любые частные погружения на него запрещены.
Следует отметить, что все обнаруженные исследователями суда стоят на дне на ровном киле, фактически в том же состоянии, как и в момент гибели, представляя собой уникальные музеи. Кроме того, пресные и холодные воды восточной части Финского залива, Ладоги и Онеги являются идеальным консервантом, поскольку в них не живут древоточцы, уничтожающие корпуса кораблей в южных морях. Однако все обнаруженные объекты пока не имеют статуса музейных экспонатов. Они не оценены и отсутствуют правила их использования.
Дело в том, что в отношении морского наследия страны до сих пор нет скоординированной государственной политики. О каждом найденном объекте археологи сообщают в региональные органы охраны памятников, где их фиксируют, формально ставят на учет. Чтобы эти древности получили статус памятников и стали охраняемыми, требуется решение либо регионального, либо федерального правительства. Существует специальное постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569, в котором определен порядок проведения экспертизы, но практики его применения в отношении подводных объектов пока нет.
После преодоления всех формальных трудностей, ученые намерены сделать уникально сохранившиеся корабли объектами подводного туризма. Стоит отметить, что еще в конце 1990-х годов были разработаны специальные программы посещения подводных памятников, которые вошли в официальные планы развития туризма Ленинградской области. Эти программы были скоординированы с аналогичными планами туристических компаний Эстонии и Финляндии.
Всего один год совместной работы показал ученым, насколько велик спрос на массовый подводный туризм как в рамках дневных туров с береговой базы на маломерных ботах, так и на 8-10-дневные дайв-сафари на более крупных судах. Много желающих со всего мира было и поработать дайв-гидами и инструкторами. Но случившийся в России в 1998 году дефолт помешал тогда реализовать планы дальнейшего сотрудничества.
Сегодня ученые вновь обратились к данному проекту. По их мнению, помимо интереса к уникальным памятникам, развитию подводного туризма в регионе могут способствовать и такие факторы, как удовлетворительная прозрачность воды и небольшие глубины, береговая инфраструктура, незначительное удаление затонувших объектов от береговых баз. Значимость реализации данного проекта в первую очередь состоит в том, что, как показывает мировая практика, именно превращение затонувших объектов в туристические обеспечивает их сохранение и даже реновацию.
Российский проект «Подводное наследие» проходил при поддержке ЗАО «Балтийская морская компания» и длился 10 лет. На данный момент команда водолазов и ученых нашли и опознали сотни затонувших кораблей, лежащих на дне Финского залива в Балтийском море, реки Невы и Ладожского озера.
Его значимость для науки огромна. Исследование подтвердило, что на северо-западе нашей страны находится богатейшая в мире коллекция затонувших кораблей, отражающая историю кораблестроения, мореплавания и морских катастроф не только России, но и всей Европы. Новые знания, полученные археологами в ходе исследования затонувших судов, сегодня позволяют ученым пересматривать устоявшиеся веками научные исторические концепции.
Источник: Новости Мира Археологии