В Харьковской области активизировались подпольные копатели.
Актуальность понятия "черный копатель" в очередной раз доказали сотрудники харьковского "Беркута", которые вместе с гаишниками отрабатывали Змиевской район. Ближе к ночи они остановили в лесопосадке автомобиль "Seat Ibiza", в котором ехали двое в камуфляжной форме.
- Они не смогли четко объяснить, что делают вечером в лесу, поэтому мы решили тщательно осмотреть машину, - вспоминает старший инспектор "Беркута" Александр Малашенко. - В результате из багажника извлекли 65 корпусов гранаты "Ф-1", 63 запала к гранатам, 40 патронов калибра 7,6 мм и 5 патронов калибра 14,5 мм – предположительно, времен ВОВ. Теперь за незаконное обращение с оружием ребятам из Первомайского угрожает лишение свободы на срок до пяти лет.
Эксперты подтвердили "Комсомолке", что в Харьковской области "черных археологов" интересует прежде всего то, что осталось со времен последней войны. Но оружие в идеальном состоянии мечтают найти лишь мальчишки (насмотревшись фильмов типа "Мы из будущего"), потому что на самом деле оно давно проржавело и никогда уже не выстрелит. Исключение представляет разве что противотанковое ружье, как в музее на высоте Конева: оно именно откопанное.
Что касается патронов, то ценными могут быть разве что образцы нестандартного калибра (например, американские, которые поставлялись по ленд-лизу). Обыкновенные патроны коллекционерам не интересны, зато на их сбыте часто попадаются. Опытные "черные археологи" охотятся за совершенно другими вещами.
- Чаще всего они ищут дорогие немецкие цепочки, кольца, крестики, медальоны (например, с фотографией жены), - объяснил военный историк Валерий Вохмянин. – У советских солдат, которые имели с собой разве что алюминиевые ложки, берут награды: их тогда, в отличие от немецких, делали из драгоценных металлов. А за довоенные ордена вообще можно выручить тысячи долларов.
Помимо мест сражений, нелегалы раскапывают и мирные территории. Например, исчезнувшие села, где могли прятать свое добро раскулаченные крестьяне, и места вокруг старых церквей – там, как правило, находились кладбища, где люди оставляли всяческое добро вроде дореволюционных монет.
- На этом деле, конечно, можно заработать, но что-то существенное находят редко, а тратят на все это намного больше, - разводит руками Вохмянин, подчеркивая, что настоящие "черные археологи" – это, в сущности, фанатики.
Помимо шанса найти что-то ценное, нелегальные копатели всегда рискуют умереть на рабочем месте. И не только в Изюмском районе. - При неосторожном обращении бомба "срабатывает" даже десятилетия спустя, - предупреждает Игорь Овчарук, начальник группы пиротехников госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
– Внутри бомбы не порох, а прессованный тол, который не намокнет даже в реке. Чаще всего боеприпасы выявляют в Изюме, Чугуеве, Змиеве, Купянске. В каждом районе определены площадки, где их обезвреживают.
По словам пиротехников, опытные копатели редко доводят "до греха" – они аккуратно откладывают снаряды. То ли дело новички и просто беспечные люди, которые пытаются сдать бомбу в металлолом.
Источник: Новости Мира Археологии