Участок трассы Петербург — Нарва у деревни Телези может пройти над старинными катакомбами. Эксперты опасаются уничтожения пещер и провалов на будущей дороге.
Каменоломни в деревне Телези Ломоносовского района Ленинградской области — единственное в регионе место, где пещеры были выдолблены в твердокристаллических известняках, в отличие, например, от всем известных Саблинских пещер, выкопанных в песчанике. При проведении раскопок там был сделан ряд исторических находок — старинный рудокопный инструмент и различная утварь. Эти катакомбы, известные также как финские плитоломни, являются историческим наследием ингерманландских финнов.
По словам руководителя «Зеленого креста» Юрия Шевчука, согласно существующему проекту трассы Петербург — Нарва 300-метровый отрезок трассы пройдет над выявленными пещерами. Помимо уже найденных катакомб, есть еще и не выявленные засыпанные пещеры, провалы. Проектирование дороги ведет ЗАО «Петербург-Дорсервис», входящее в группу компаний «Дорсервис».
«Пещеры начали жить своей жизнью и являют собой памятник природы. Там развиваются, растут и умирают живые организмы, в каждом из своих возрастов пещеры дают приют животным, простейшим и растениям. Охранять катакомбы необходимо даже после того, как они фактически прекратили свое существование, а вместо них начало образовываться карстовое плато», — заявил «Карповке» господин Шевчук.
«Наша задача — сделать так, чтобы все катакомбы Ленинградской области, которых у нас порядка десятка, были объявлены особо охраняемыми природными территориями. Это не только Телези, но еще и Аропаккузи и ряд других. На сегодня официально охраняются только три — в Саблино, Старой Ладоге и Борщове», — подытожил Юрий Шевчук. По его мнению, интерес общественности вокруг ситуации с катакомбами в Телези подхлестнет ученых изучить пещеры более внимательно.
Тем не менее технические и экономические расчеты, проведенные проектировщиками трассы, показали, что наиболее экономичным вариантом обхода деревни трассой является обход с южной стороны, над катакомбами, сообщил «Карповке» археолог Александр Асташенко, обнаруживший каменоломни в 1980 году.
По словам эксперта, кроме соображений сохранения природного памятника, нужно принимать во внимание и вопросы безопасности предстоящего строительства и эксплуатации дороги. Собеседник «Карповки» предположил, что когда начнется рубка просеки, тяжелая техника может из-за своего веса провалиться в пещеры. И даже если этого не случится во время строительства, провальные воронки могут начать появляться и через год-два.
Пока же общественные слушания по проекту строительства новой автодороги признаны состоявшимися, но ему предстоит пройти государственную экспертизу, документы на которую пока еще не поданы. Длительность экспертизы — не менее двух месяцев.
Источник: Новости Мира Археологии