Уникальное исследование провела группа учёных Университета Крита, Критского технологического института и университетской клиники города Ираклиона: по черепу святого Евтихия было воссоздано его лицо.
Об этом исследовании Георгиос Николакакис и Эфи Псилаки сняли документальный фильм «По образу Своему», рассказывающий о кропотливой работе критских медиков, историков, искусствоведов и скульпторов.
Для реконструкции лица Евтихия сотрудники отдела судебной медицины Университета Крита создали цифровую модель черепа, по которой в технологическом институте Крита из синтетических материалов была создана его точная копия. Затем врачи отделения пластической хирургии «нарастили» на копию мышцы лица и кожные покровы.
В основе реконструкции лица по черепу лежит методика, разработанная советским антропологом М. М. Герасимовым в середине прошлого века и улучшенная последующими поколениями учёных. На следующей стадии художники, основываясь на иконографии Евтихия в византийской и позднейшей живописи, вылепили голову святого. Осенью прошлого года она была представлена на междисциплинарной конференции в Мессаре, а 11 марта 2013 года в ираклионском «Андрогео Холл» состоялась презентация фильма, рассказывающего о реконструкции лица святого.
На пресс-конференции, посвящённой этому событию, митрополит Гортины и Аркадии Макариос отметил уникальность работы, совмещающей в себе и новейшие разработки судебной медицины и лучшие традиции византийской религиозной живописи, в частности, характерной для неё философии соотношения лица и прототипа (первообраза).
Так, византийская икона воспринималась современниками не как простое изображение, а как своеобразный канал связи с изображенной на ней божественной сущностью, обожествленной человеческой природой.
По словам Василия Великого «Ценность иконы исходит из её прототипа, и поклоняющийся иконам, поклоняется сущности изображённого на ней». Если исходить из этого канона, лица святых одновременно и историчны и божественны, поскольку отражают присутствие Славы Божьей.
Жил епископ Гортины и архиепископ Крита Евтихий во время арабского завоевания Крита (827-961 н.э.). Более ста лет мусульмане владели островом, но ни светская, ни духовная власть Константинополя не могли помочь Криту – в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями.
Погребение Евтихия и его брата Евтихиана чудесным образом обнаружил Иоанн Ксен (Чужестранец), родившийся через 10 лет после того как Никифор Фока в 961 году вернул остров под византийскую корону. Вскоре после этой находки Иоанн Ксен построил здесь церковь в честь святых братьев.
Хотя о Евтихии почти ничего неизвестно достоверно, зато вокруг него есть много народных легенд. Согласно одной из них, Евтихий, опасаясь притеснений со стороны мусульман, вместе с братьями Евтихианом и Кассианом вел монашеский образ жизни в мессарских пещерах. И боятся было чего: как говорят критяне, арабы пытали монахов в пещерной церкви святого Кириака, для чего в ее стены и потолки были вбиты петли и кольца.
По другой легенде, Кассиана была сестрой Евтихия и Евтихиана, она жила в ныне не сохранившейся пещере на мысе Кефали. Народный фольклор отождествляет её со святой Кассией (Кассианой) Константинопольской, красавицей и поэтессой, отвергнутой императором Феофилом и ушедшей в монастырь от неразделённой любви.
И хотя вероятность пребывания константинопольской монахини на захваченном арабами острове невелика, критские крестьяне верят, что именно на мысе Кефали жила та самая Кассия. Вход в ее пещеру мог располагаться на том месте, где ныне стоит церковь Преображения Господня. Еще одна версия утверждает, что Кассиана жила в той пещере, в которой в 1941-44 годах нацисты устроили секретный бункер.
Пещер в критских горах немало, погребения в них совершали со времени неолита и с ними было связано немало верований, так что в одной из пещер на самом мысе Кефали или возле него, вполне могла скрыться святая Кассиана, пользуясь суеверными страхами местных жителей.
До середины XVII века в Мессаре функционировал монастырь святой Одигитрии в котором хранились кости Евтихия и Евтихиана. По легенде, всякий раз когда иноверцы пытались его захватить, монахи молились святому Евтихию и он вызывал природные катаклизмы, не позволявшие мусульманам подойти и близко. Евтихий сохранил монастырь от осквернения и во время Критской войны 1645-1669 годов, однако монахам пришлось покинуть его.
Источник: Новости Мира Археологии