Главная Новости истории 2013 год Апрель Прописка в «Донской Трое» отменяется?
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Прописка в «Донской Трое» отменяется?

В прошлом году в Ростове разразился скандал, связанный с продажей частным лицам археологического объекта мирового значения, известного, как Донская Троя. Памятник, похоже, удалось отстоять — весной нынешнего года точку в этой непростой истории поставил суд. Но сам прецедент с продажей памятника продемонстрировал, насколько плохо защищены законом археологические объекты, которых в Ростовской области по самым скромным оценкам насчитывается несколько тысяч.

И все же под № 1 в реестрах числится именно «Донская Троя». Большинству ростовчан это памятник известен, как Левенцовская крепость, но далеко не все знают, что он уникален, поскольку построен на полтысячелетия раньше Трои, воспетой Гомером. Трудно представить, что крепость, оказавшаяся в городской черте Ростова, где ныне располагаются сады, огороды и пустоши, была взята штурмом и разрушена в XVII веке до рождества Христова!

И тому есть свидетельства — множественные кремниевые наконечники стрел, обнаруженные археологами. Что за люди населяли крепость на берегу Мертвого Донца задолго до того, как родился Христос, на каком языке говорили, откуда пришли и при каких обстоятельствах покинули ее – неизвестно...

Крепость свободных людей?

Раскопки уникального памятника начались еще в 20-е годы ХХ века известным археологом А.А. Миллером, когда и были открыты два непонятных городища. Интереса у исследователей они не вызвали и были забыты. Вторично ими заинтересовались в 60-е годы прошлого века, когда здесь стала работать экспедиция Ростовского краеведческого музея.

При раскопках были обнаружены каменные оборонительные и жилые сооружения, рвы, названные Левенцовской крепостью. Много сил раскрытию секретов уникального памятника отдал известный археолог С.Н. Братченко, позже переехавший в Украину.

Он считал, что открытая крепость относится к отдельной культурной группе рубежа средней-поздней бронзы, о чем подробно рассказал в своей книге «Левенцовская крепость», вышедшей в Киеве в 2012 году в издательском доме «Скиф», которая тут же стала библиографической редкостью. В книге автор исследует и этимологию названия крепости, отталкиваясь от названия хутора - Левенцовка.

В русском языке слово «левенец» обозначает «здоровило», «лежебока». В украинском — «высокий сильный юноша», «герой». А вот в переводе с турецкого «левант» обозначает «воина-добровольца» и выводится из персидского языка, как «свободный независимый человек». Можно предположить, что в крепости жили именно такие люди?

Заросший бурьяном

Но вскоре раскопки законсервировали, поскольку свою деятельность археологи переместили в Танаис. Много лет камни открытых крепостных стен растаскивались местными жителями в качестве подручного строительного материала, руины зарастали бурьяном, засыпались мусором.

Попытки Ростовского регионального отделения ВООПиК привлечь внимание к дальнейшему изу­чению памятника в 2001 году успехом не увенчались, хотя сама идея – музеифицировать уже «открытые» участки с реконструкцией крепостных стен и башен – вызвала отклик и у специалистов, и у общественности.

Однако никаких конкретных шагов за этим не последовало. Мешали пробелы в законодательстве, а сам памятник федерального значения оказался расположен на немежеванной территории города Ростова. Ограничились тем, что поставили памятный знак о том, что эта территория — памятник археологии, охраняемый государством.

Лазейка для проходимцев

Для членов садоводческого товарищества «Путеец», организованного на этом месте еще в 50-е годы прошлого века, это новостью не было. Садоводы десятилетия помнили, что их участки располагаются поверх археологического памятника, потому, огородничая, никогда не вскапывали землю глубже, чем на штык лопаты, соблюдая обременение.

Они первыми и возмутились, когда председатель садоводческого товарищества «Путеец» продал их огороды и соседние пустующие земли частным лицам под сады и строительство коттеджей.

Разразился скандал, поскольку новые хозяева всех 37 проданных участков успели зарегистрировать свои права собственников в соответствии с законом. Но — без обременения, поскольку в органах юстиции никакими сведениями об уникальности этой земли не располагали. Получилось, что федеральный памятник был продан как обычная пустующая земля…

К счастью, на ситуацию оперативно отреагировали и в городской Думе, и в прокуратуре, потом спохватились и в областном министерстве культуры. В суд поступили иски о признании незаконными сделок купли-продажи земли, которая, к счастью, оказалась межеванной лишь на бумаге.

Кстати, уже в суде выяснилось, что большинство участков были проданы родственникам двух лиц — председателя товарищества и председателя ревизионной комиссии. Многие владельцы участков в суде не показались ни разу, что позволило предположить, что они были лишь «мертвыми душами», на чьи имена были совершены сделки…

Ловкий председатель садоводческого товарищества создал своего рода прецедент, с легкостью продав частным лицам землю археологического памятника, не имевшего, как оказалось, в реестре ни охранной зоны, ни кадастрового номера... Упущение было восполнено лишь в 2012 году, когда судебный процесс был в разгаре.

И вот, наконец, судебные слушания, длившиеся почти год, завершены. Суд признал недействительными сделки купли-продажи всех 37 земельных участков и прекратил зарегистрированное право на них. Земля из частной собственности опять перешла в статус городской и немежеванной.

Памятник спасен?

Но кто даст гарантии, что история спустя время вновь не повторится? «Необходимо, чтобы это место было всем хорошо известно, как уникальный памятник, где располагается крепость XVII века до н.э., поселение и некрополь III тысячелетия до н.э., и что все это охраняется государством, — считает председатель Ростовского регионального отделения ВООПиК Александр Кожин.

— Для этого необходимо установить еще несколько памятных знаков, а в регистрационных документах обязательно указать обременение, поскольку это памятник мирового уровня, будущий музей под открытым небом». Хватит ли этого, чтобы действительно обезопасить памятник?

Источник: Новости Мира Археологии

Цитата

Один воин — слабый воин
Китайская пословица