Как доказано археологами, зерновое хозяйство наши предки вели на Курщине еще в доисторический период – 1000-1200 лет назад. Но только в последние десять-двенадцать лет в регионе стало развиваться интенсивное земледелие, благодаря которому регион вошел в шестерку главных производителей зерна в России.
О том, кто и когда именно возделал на Курщине первое поле и собрал первый урожай, история умалчивает. Но зато курские историки-археологи однозначно выяснили, что наши предки северяне с момента своего появления на берегах батюшки-Сейма в VIII-XII веках были земледельцами и вели, прежде всего, зерновое хозяйство.
– Подтверждение тому, – говорит главный хранитель фондов Курского государственного областного музея археологии, кандидат исторических наук Александр Зорин, – мы получаем, когда находим при жилищах древних селян зерновые ямы с обнаруженными в них остатками проса, ржи и пшеницы. О земледельческом характере труда говорят и найденные орудия: мотыжки, сошники, серпы.
Способность курского чернозема служить средой обитания культурных растений на сотни лет вперед предопределила характер местного хлебопашества. Но природное же плодородие, позволявшее и без агротехники получать хорошие урожаи, как и бескрайность полей, повели и историю развития земледелия в нашем крае по экстенсивному пути. Проще ведь было распахать новый кусок степи и воспользоваться ее природным плодородием, чем работать над улучшением агротехники. Так было и при варягах, и при татаро-монголах, и при помещиках.
Среди последних, правда, появились и первые экспериментаторы ведения интенсивного зернового хозяйства. В том числе знаменитый русский поэт Афанасий Фет. Сегодня всякий, кто посетит его музей в Воробьевке Золотухинского района, узнает, как с применением самых современных по тем временам методов хлебопашествовал лирик. А уж какой хлеб выпекали в помещичьей усадьбе! Причем своим работникам, как гласит народная молва, Фет разрешал не только есть его без меры, но и с собой прихватывать.
Но поэт был, скорее, исключением, остальные же предпочитали собирать с курского чернозема только то, что заложила в него природа. Мало что изменилось и при советской власти: в 1913 году, при царе, урожай зерновых с гектара составлял 8,2 центнера, в 1952 году, при Сталине – 7,7 центнера. В принципе, та же картина сохранилась и при нашем земляке Никите Хрущеве, который вместо того, чтобы направить ресурсы в ту же родную Хомутовку, кинул огромные средства в казахские степи.
Да и на родине стремление этого генсека запахать все свободное от рек и дорог пространство привело к тому, что в совхозе «Гуторовский» даже луг перед Сеймом распахали. И вырос там такой бурьян, что старожилы его до сих пор не забудут. Только с появлением в нашей стране доходов от нефти сельское хозяйство и производство зерновых постепенно стали перетаскивать на интенсивные рельсы, но от импорта зерна советская власть страну избавить так и не успела.
И вот наконец свершилось: без лишнего шума и не очень даже заметно для глаз стороннего наблюдателя в Курской области произошло то, чего не было 1200 лет – в последние десять-двенадцать лет осуществлен переход к интенсивному ведению зернового хозяйства. К примеру, в десятки раз возросло применение минеральных удобрений.
Как следует из доклада заместителя губернатора Курской области Алексея Золотарева на семинаре в Железногорском районе, применение минеральных удобрений в прошлом году возросло до 157 тысяч тонн действующего вещества. С ними было посеяно свыше 80 процентов всех сельскохозяйственных культур. Внесение их на гектар посевов увеличилось по области до 113 килограммов, и по этому показателю наш регион по-прежнему остается одним из лучших в стране.
Только в прошлом году приобретено 302 новых трактора, 107 зерноуборочных комбайнов, 20 единиц кормоуборочной техники и ряд других машин и оборудования на общую сумму 2 млрд. 950 рублей. По сравнению с 2011 годом объем средств, направленных на переоснащение машинно-тракторного парка, увеличился на 250 млн. рублей, или на 9 процентов. С заменой техники производительность труда в растениеводстве возросла в 4 раза. Вдвое сократились затраты горючего в расчете на 1 млн. рублей выращенной продукции. Годовой экономический эффект от внедрения современных машин и технологий составляет не менее 20 млрд. рублей.
Вложенные в поле инвестиции принесли и соответствующую отдачу. В среднем по области в прошлом году было собрано свыше 3 млн. тонн зерна, или по 32,7 центнера с гектара. Уровень рентабельности растениеводства повысился на 8 пунктов и достиг 31 процента. С наиболее высокой эффективностью завершен прошлый год в Суджанском, Пристенском, Золотухинском, Хомутовском, Рыльском, Мантуровском, Беловском, Дмитриевском, Железногорском, Советском районах. Рентабельность растениеводства здесь составила от 78 до 36 процентов.
С прибылью завершили год 267 сельхозпредприятий, или 92 процента. Успешно конкурирует область по валовому сбору зерна и с соседними регионами. Мы значительно опережаем Белгородскую, Тамбовскую, Орловскую, Липецкую области. По эффективности зернового производства, или сбору зерна на 100 гектаров пашни, наш регион работает с наиболее высокими показателями в ЦФО. При таких показателях сравнительно небольшая по площади Курская область по валовому сбору зерна вышла на шестое место в стране.
И процесс интенсивного развития зернового хозяйства имеет хорошую перспективу. По мнению того же Алексея Золотарева, сегодня для курян вполне реально вплотную приблизиться к результатам юга России. Кстати, они вполне достижимы. Ставропольский край производит всего 122 тонны зерна на 100 гектаров пашни, в Краснодарском крае – 225 тонн. Но и у нас во всех районах сбор зерна в расчете на 100 га пашни составил более 100 тонн, а в Кореневском районе – 315 тонн. Так что держись, Кубань, – Курск догоняет.
Интересно, что в числе первых проводников интенсивных технологий в зерновом хозяйстве Курской области стал немецкий предприниматель Штефан Дюр, доказавший, что европейские урожаи вполне могут переместиться и на бескрайние курские поля.
Наши, впрочем, быстро сориентировались, и вот уже результат сына мелкого немецкого фермера затерялся в ряду достижений крупнейших российских инвестиционных компаний, насытивших свои поля удобрениями и новейшей техникой. Сегодня по тому же пути идут и курские фермеры. Но что особенно важно подчеркнуть, основой для тех и других стала новая российская сельскохозяйственная стратегия, отразившаяся в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».
Все, кто сегодня участвует в историческом, по сути, свершении – переводе зернового хозяйства на интенсивные рельсы, – прекрасно понимают, насколько важна роль государства, областной власти в их нынешнем успехе. Так, по мнению фермера из Большесолдатского района Алексея Бабкина, успех в полеводстве, рентабельность в первую очередь зависят от отношения людей к земле. «Как будешь работать, так будешь и жить», – таков сегодня лозунг у Алексея Михайловича.
В то же время фермер не скрывает, что свои нынешние успехи он связывает с поддержкой сельских производителей через нацпроект «Развитие АПК». «Все наши успехи сегодня на этом основываются, и если от поддержки сельхозпроизводства государство откажется, то ни крупные, ни мелкие сельхозпроизводители не выживут. Сегодня надо не сворачивать, а наоборот, наращивать такую поддержку, довести ее до такого же уровня, как в Евросоюзе», – считает фермер Бабкин.
Еще одна особенность, через которую решает проблемы зернового хозяйства этот предприимчивый человек, состоит в том, что примерно половину зерна, собранного со своих полей, он направляет в собственное животноводство. Но и продукция ферм, особенно молоко, по мнению Алексея Михайловича, в период вступления страны в ВТО может быть рентабельной только благодаря поддержке со стороны государства.
Есть на нынешнем пути интенсивного развития зернового хозяйства Курской области и еще одна проблема. И руководство курского АПК об этой опасности не только знает, но уже и принимает меры по ее предотвращению. «Продолжать делать акцент только на повышении объемов внесения минеральных удобрений было бы неверным решением, – сказал во время проведения вышеупомянутого семинара заместитель губернатора Алексей Золотарев.
Как в стране, так и везде в мире с ростом объемов их применения возрастает кислотность почв, ухудшается их структурность и особенно водопроницаемость, уплотнение почв способствует развитию эрозии и в конечном итоге снижает их продуктивность. Поэтому, наряду с соблюдением рекомендаций по применению удобрений, настало время серьезно заняться раскислением кислых почв, которых в области более одного миллиона гектаров, а также увеличением внесения в почву органики».
И вот тут как раз очень своевременно придет на помощь практика того же фермера Бабкина, его коллег из числа руководителей крестьянско-фермерских хозяйств и крупных инвестиционных компаний, которые, наряду с зерном, начали все предметнее и масштабнее заниматься животноводством. Произведенная при этом органика – самый лучший способ сохранения нашего курского чернозема.
Что касается второй проблемы – необходимости поддержки усилий сотрудников АПК со стороны государства, то тут многое зависит, конечно, от политики на федеральном уровне. Со своей стороны, куряне, попробовав плоды интенсивного развития зернового хозяйства да и всего сельхозпроизводства, отказываться от них не собираются. Но при этом еще и еще раз готовы напомнить столице, что прежде правильно избранную политику поддержки аграрного сектора и впредь надо продолжать.
Только пойдя таким путем, наша страна, обладающая десятью процентами мировой пашни, вполне может прокормить не только собственное население, но и еще не менее одного миллиарда человек. Кстати, опыт курской житницы, в которой уже сегодня производится значительно больше, чем потребляется, хорошее подтверждение, что такие планы вполне реальны.
Источник: Новости Мира Археологии