Главная Новости истории 2013 год Новости за март Российские учёные восстановили образ жизни последних птерозавров
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Российские учёные восстановили образ жизни последних птерозавров

Фауна мелового периода будоражит наше воображение: динозавры, летающие ящеры птерозавры, водные пресмыкающиеся. Мы испытываем к этим животным сложные чувства: облегчение от того, что их больше нет, и желание узнать о них побольше. Удовлетворение нашей любознательности зависит от сохранности ископаемых остатков. (Кости животных называются остатками, останки только у людей.) Кости птерозавров, например, встречаются крайне редко, но тем ценнее полученные результаты.

Заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН доктор биологических наук Александр Аверьянов реконструировал образ жизни аждархид – группы летающих ящеров, вымерших в конце мелового периода. Это стало возможным после того, как учёный по фрагментам костей восстановил шейный отдел позвоночника одного из видов – Azhdarcho lancicollis.

Птерозавры – первая группа позвоночных животных, освоившая активный полёт. Они господствовали в небе на протяжении 160 миллионов лет. Аждархиды (семейство Azhdarchidae), самые поздние из птерозавров, жили в конце мелового периода, 65–90 миллионов лет назад. У них была большая голова с маленькими глазками и длинными пинцетоподобными беззубыми челюстями.

Большую часть верхней челюсти занимало гигантское предглазничное окно – сквозное отверстие, в котором помещались ноздри и воздушный мешок. Эта полость облегчала тяжёлый череп. Кроме того, аджархиды отличались длинной шеей и ходулеобразными задними конечностями. У самых крупных представителей семейства размах крыльев достигал 10–13 метров при весе всего 70–85 килограммов. Это крупнейшие из известных науке летающих организмов (рис. 1).

Семейство Azhdarchidae – довольно разнообразная группа, но большинство её представителей известно по фрагментарным остаткам. «Кости птерозавров исключительно редки, в год случается не более десяти хороших находок, – рассказал в интервью STRF.ru Александр Аверьянов. – Материал, с которым мы работали, найден в урочище Джаракудук (Центральные Кызылкумы, Узбекистан).

С 1977 по 1994 год его собирал ленинградский палеонтолог Лев Александрович Несов. С 1997 по 2007 год в Кызылкумах работала международная экспедиция URBAC, названная так по первым буквам стран участниц (Узбекистан, Россия, Великобритания, США, Канада)» (рис. 2). За эти годы учёные нашли множество костей, но ни одного скелета и целого черепа. Возраст найденных костей – около 90 миллионов лет.

Самая яркая особенность аждархид – их длинная шея, она длиннее, чем у других птерозавров. Существовало несколько гипотез, объясняющих, как они жили и добывали пищу, но прояснить этот вопрос могла только реконструкция шейного отдела позвоночника. Она позволяет представить, как аджархо держали шею, как могли поднять её или повернуть. Задача оказалась нелёгкой. Кости, найденные в речных отложениях, распались и перемешались.

В материале из Джаракудука найдены все девять шейных позвонков вида A. lancicollis. «Это один из самых примитивных аждархид. Он отличается сравнительно небольшими размерами (размах крыльев был около 4 метров) и, видимо, короткими челюстями», – говорит Александр Аверьянов.

К сожалению, среди этих позвонков практически не было целых, и принадлежали они особям разного возраста (рис. 3). Учёный отобрал 20 наиболее полных фрагментов, которые оцифровали методом неконтактного лазерного 3D-сканирования. С помощью компьютерной программы исследователи создали трёхмерные модели позвонков и масштабировали таким образом, чтобы из них можно было сложить шейный отдел позвоночника одной особи.

Как показал анализ полученной модели, подвижность шеи аждархид была ограничена, однако они могли сгибать шею в заднем отделе и держать голову и вертикально, и почти горизонтально (рис. 4). Получив эти результаты, можно было реконструировать образ жизни A. Lancicollis.

Согласно одной из гипотез, аждархо, подобно нынешним грифам, питались падалью, в частности трупами динозавров. Однако их шея была не такой подвижной, как у грифов, что очень мешает брать пищу с земли, хотя поедание падали и нельзя полностью исключить.

Лев Несов полагал, что аждархо гнездились в кронах платанов и питались рыбой, которую хватали, летая над водой. При этом концы их челюстей практически касались поверхности. Так охотятся современные птицы водорезы. Некоторые зарубежные специалисты считают, что аждархиды над водой не летали, а кормились на суше или болоте подобно аистам. Такое предположение на первый взгляд выглядит правдоподобным.

У этих птерозавров были длинные задние конечности, во время ходьбы они держали туловище горизонтально, а концы челюстей – вблизи земли. Длинная шея помогала извлекать добычу из укромных мест, например со дна водоёма. Крылья у аждархид относительно короткие и широкие, что свойственно современным птицам, парящим над сушей в восходящих потоках тёплого воздуха, например стервятникам и кондорам.

У птиц, летающих над морем, крылья длинные и узкие. Кроме того, кости аждархид находят преимущественно в континентальных отложениях, а не в морских или прибрежных. Но, кормясь на болотах, аждархиды не могли бы спастись от хищных динозавров. На земле они явно уступали им в скорости, а быстро подняться на крыло, тем более с болота, эти крупные животные не могли.

Как отмечает Александр Аверьянов, практически в каждом местонахождении костей Azhdarcho была крупная река или озеро, а вовсе не болото. Скорее всего, аждархиды медленно летали над водной поверхностью крупных рек, озёр или даже над прибрежными морскими участками и высматривали рыбу на небольшой глубине.

Их нижняя челюсть имела винтовой сустав, как у пеликанов, у которых есть также горловой мешок. Винтовой сустав раздвигает нижнюю челюсть и мешок: когда пеликаны раскрывают клюв, образуется «сачок» для ловли рыбы. Возможно, такое же приспособление было и у аждархид. Они ловили рыбу в сачок, после чего резко запрокидывали голову и проглатывали добычу.

Работа выполнена при поддержке РФФИ и гранта Санкт-Петербургского университета.

Источник: Новости Мира Археологии

Цитата

Канун праздника лучше самого праздника
Японская пословица