Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. На Руси первые упоминания о жемчуге датированы X веком. В языках романoгерманской группы жемчуг называют перлом. Мелкий речной жемчуг на Руси называли бисером – от араб. bursa, «поддельный жемчуг». На Древней Руси жемчугом украшали не только государские одежды, но и одежды князей, бояр. Крупные жемчужины овальной формы считались самыми дорогими.
В старинным русcких былинах и сказках жемчуг упоминается часто. Жемчуг правильной сферической формы с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте», называли «скатным» или «окатным».
Скатный жемчуг часто упоминается в старинных русских сказках и былинах.
Так, Илья Муромец, желая задобрить царя Калина, подносит последнему «полную мису чиста серебра, другую красного золота, третью скатного жемчуга». Жители Русского Севера нарекли круглый жемчуг «окатенем» или «каргопольчиком» (отсюда название города Каргополь). Неокатанный жемчуг называли «рыжиком» и «угольчатым». С XVI века такой жемчуг стал носить название «барокко».
Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.
Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен. По свидетельствам современников, «жемчуг царицы был превосходным,и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги».
Так,согласно свидетельствам византийских летописцев, у князя Святослава «в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами». В духовной грамоте великого князя Ивана Калиты (1328 г.) описывается пояс «большой, с жемчугом, с каменьями». Мантия Ивана Грозного была «сплошь усыпана жемчужинами величиной с орех», а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.
В истории России описан такой случай: у Ивана Грозного был посох, обшитый прекрасным северным жемчугом. И вот однажды этот жемчуг внезапно “потух”. Для суеверного царя посох был едва ли не символом его власти, поэтому он решительно приказал восстановить его первоначальный блеск. Во исполнение приказа жемчуг был спорот с посоха, нанизан на вощеную нитку и незамедлительно отослан в село Кереть, в Карелию. В этом селе жил знахарь, умевший возвращать “потухшему” жемчугу блеск и сверкание.
Для выполнения этой нелегкой задачи одна из молодых девушек должна была надеть присланное ожерелье на шею и купаться с ним в реке сто и одну ночь. Согласно другой трактовке этого предания, дабы вернуть блеск потухшему жемчугу, посох Ивана Грозного 101 раз опускали в воду северных рек. Точно ли так совершалась эта операция, неизвестно, однако жемчуг был возвращен царю “ожившим”.
На Руси были известны и другие способы лечения “больного” жемчуга. В одном из них рекомендовалось жемчуг, не снимая с нитки, пересыпать солью, положить в чистый холщовый мешочек и полоскать в теплой воде до тех пор, пока соль не растворится. Затем жемчуг следовало высушить в светлой непыльной комнате, подальше от солнечных лучей.
В 1678 году царь Федор Алексеевич, принимая польское посольство, был облачен в мантию, столь богато расшитую жемчугом и алмазами, что казался «убранным солнцем и звездами». Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II.
Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска «Жемчужный лебедь». Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.
В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит.
Стоимость жемчуга во все времена определяли его вес и размер. Традиционно на Руси жемчужины по размеру делили на «большие», «средние» и «мелкие». Встречались и другие, более оригинальные градации. В «Минералогическом словаре», изданном в 1790 году, говорится: «Жемчуг, который величиною бывает против вишен, называют вишенным».Разделение жемчуга по форме также практиковалось еще в XVI веке.
Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом.Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовыхполучалив подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.
В наши дни родители могут возродить красивую традицию дарить своим детям жемчужины — символ любви и преданности, с детства прививая вкус к прекрасному. Украшения с жемчугом часто упоминаются на страницах мировой и русской классической литературы. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» на первом балу Наташи Ростовой кавалеры галантно ухаживали за «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с жемчугами на открытых руках и шеях».
Источник: Новости Мира Археологии