В период с 1870—1901 года каждое из шести колониальных правительств несло ответственность за свою оборону. Колонии получили свое ответственное правительство в период с 1855 по 1890 гг., и в то время как Колониальный Офис в Лондоне сохранял контроль по некоторым внутренним и внешним делам, губернатор каждой из колоний был ответственен за увеличение численности колониального ополчения (англ. militia). Для того чтобы это сделать им были предоставлены необходимые полномочия от британской короны для увеличения военных и военно-морских сил. Первоначально поддержка британских регулярных войск осуществлялась за счет ополчений, однако после её прекращения к 1870 году колонии взяли на себя ответственность за свою оборону. Колониальные войска включали в себя неоплачиваемые волонтерские ополчения, оплачиваемых гражданских солдат и небольшую долю регулярных сил. Войска в основном представляли собой пехоту, конную пехоту и кавалерию, и размещались не в бараках, не имели должную военную дисциплину. Даже после проведения значительных реформ 1870-х годов, включавших в себя расширение регулярных сил в виде инженеров и артиллерии, они по-прежнему считались слишком малыми и несбалансированными в современном понимании. К 1885 г. вооруженные силы насчитывали в своем составе 21 000 солдат. И хотя они не были вынуждены служить за границей Австралии, большинство волонтеров принимало участие в ряде конфликтов Британской империи в XIX веке и было на службе у колоний, которые увеличивали контингент для отправки в Судан, Южную Африку и Китай.
Несмотря на репутацию неполноценной колонии, многие местные солдаты были высоко организованы, дисциплинированы, профессиональны и хорошо обучены. В течение этого периода оборона Австралии в основном зависела от позиционной обороны пехотинцев и артиллерии, базировавшейся на прибрежных фортах. К 1890-м гг. улучшение железнодорожного сообщения между материковыми восточными колониями привело генерал-майора Джеймса Эдвардса, недавно закончившего осмотр колониальных войск, к решению о том, что колонии могли быть защищены путем быстрой мобилизации пехоты. Как результат, оно привело к реструктуризации обороны и заключению договоров между колониями. Эдвардс выступал за образование федеративных колониальных сил и профессиональных солдат, обязанных служить в любой части Тихого океана и позволивших избавиться от волонтеров. Его взгляды нашли поддержку со стороны влиятельного генерал-майора Нового Южного Уэльса, Эдварда Хаттона, однако привели к негативной оценке со стороны малых колоний Нового Южного Уэльса и Виктории. Несмотря на эти реформы, остающиеся нерешенными вопросы безопасности приводили к политическим дебатам среди правительств колоний.
За исключением Западной Австралии, колонии обладали своим собственным флотом. В 1856 г. Виктория спустила на воду свое судно HMVS Victoria (1855), а ее последующая дислокация в Новую Зеландию в 1860 г. во время Первой таранакской войны отметила первый случай размещения австралийского военного судна за рубежом. Колониальный флот был значительно увеличен в середине 1880-х гг. и стал состоять из нескольких канонерских лодок и торпедных катеров, защищавших гавани и реки, и морских бригад, населявших форты и служивших на суднах. Викторианский флот стал самым сильным из всех колоний и стал включать в себя эксплуатируемый с 1870-х годов HMVS Cerberus и паровой парусный корабль HMS Nelson (1876), построенный на кредитные денежные средства Королевского флота, а также три малых канонерских лодки и пять торпедных катеров. Правительство Нового Южного Уэльса образовало Морскую бригаду в 1863 году и по истечению века имело в своем распоряжении два малых торпедных катера и корвет. Квинслендские Военно-Морские силы были образованы в 1885 году, в то время как на службе у Южной Австралии состоял один корабль HMAS Protector (1884). Тасмания имела в своем распоряжении Торпедные корпуса, а Западная Австралия только военно-морскую оборону, включавшую в себя Фримантлскую морскую артиллерию. Военно-морские силы Нового Южного Уэльса и Виктории принимали участие в подавлении Боксёрского восстания в Китае в 1900 году, а на подмогу со стороны Южной Австралии был прислан корабль HMAS Protector (1884), не увидевший никаких действий. Отдельные колонии сохраняли контроль над своими военными и военно-морскими силами до образования в 1901 году Федерации Австралии, под руководством которой они были объединены и взяты под контроль нового Содружества Австралии.