Бушмены (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа) — собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность — около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом, носителями древнейшей гаплогруппы А.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек степи» (Bush — кустарник, местность поросшая кустарником, англ.) и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman букв. — лесной человек); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а наиболее широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).
Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Представители этой народности имеют очень низкий рост, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок, которая имеет склонность к преждевременному образованию морщин. Лицо имеет монголоидные черты. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча.
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10—20 тысяч лет назад. Начиная с XV века н. э. постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
В декабре 2005 года Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни».
В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки».
Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь, которому приписывается умение общаться с духами, вызывать дождь, лечить болезни.
Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берет из нуклеарной семьи, затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляет объединения пар. Часто брак моногамный, но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.
Бушмены говорят на койсанских языках, на которых ещё говорят также готтентоты. Эти языки отличаются от всех остальных языков мира тем, что в них широко распространены щёлкающие согласные.
Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки, легенды и песни.
Мужчины, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравлены ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.
Женщины — собиральщицы, могут собрать до 60 видов съедобных ягод, семян, луковиц, клубней, листьев. В разное время года можно найти съедобные личинки насекомых, муравьиные яйца, медоносные соты.
Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча. Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.
В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца.
Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений.
Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои прически, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке – обычай, присущий женщинам. Так же они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).
Большая часть народа придерживается национальных форм шаманизма, но также присутствуют христиане, представленные православными и католиками. Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он "умирает" — сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Так же сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).
Самым известным среди бушменов считается Нксау — намибийский фермер. Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжении, а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге: «Crazy Safari», «Crazy Hong Kong» и «The Gods Must Be Funny in China».
Источник: Википедия