Главная Ватикан Вотчинные владения Римской Церкви
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Вотчинные владения Римской Церкви

Первым юридическим обоснованием владений Римской Церкви стал закон Константина Великого от 321 г., согласно которому за христианской Церковью было признано право владения и передачи имущества. Вскоре после этого церковные владения стали быстро увеличиваться за счет дарений. Константин, по всей вероятности, сам подал пример, передав в дар Церкви Латеранский дворец. Этот дар Константина послужил исторической основой, которую «Житие Сильвестра» позднее окружило целой сетью мифов, из которых возник подложный документ, известный как Константинов дар («Константиново вено»). Примеру Константина последовали состоятельные семейства римской знати, память о которых зачастую пережила их самих, в названиях тех владений, которые они передали в дар Римскому Престолу.

Дарения обширных владений прекратились около 600 года. Византийские императоры становились всё менее щедрыми в своих дарах; также и войны с лангобардами принесли неблагоприятные последствия, и оставалось всё меньше семей, которые были в состоянии завещать значительное имущество. Не считая некоторого числа владений, разбросанных по Востоку, Далматии, Галлии и Африке, вотчины по большей части находились в Италии и на прилегающих островах. Наиболее ценные и обширные владения располагались на Сицилии, под Сиракузами и Палермо. Доходы от собственности на Сицилии и нижней Италии в восьмом веке, когда их конфисковал Лев Исавр, оценивались в три с половиной таланта золотом. Однако вотчины в непосредственной близости от Рима были более многочисленны и после того, как большая часть удаленных владений была утрачена в VIII веке, ими стали управлять с большой заботой. Среди других вотчин стоит упомянуть неаполитанскую, с островами Капри, гаэтанскую, тосканскую, Patrimonium Tiburtinum вблизи Тиволи, поместья у Отранто, Озимо, Анконы, Уманы, поместья под Равенной и Генуей, и, наконец, собственность на Истрии, Сардинии и Корсике.

Обладая этими земельными владениями, столь разбросанными и разнообразными, Папа являлся крупнейшим землевладельцем в Италии. По этой причине любой правитель в Италии по необходимости вынужден был считаться с ним в первую очередь. С другой стороны, именно Папа первым ощущал последствия всех политических и экономических неурядиц, потрясавших страну. Хорошее представление проблем, требовавших внимания Папы в управлении его вотчинами, можно найти в в посланиях Григория Великого. Доходы с вотчин использовались не только для административных нужд, ремонта и строительства храмов, обустройства монастырей, потребностей папского двора, поддержки клира, но также и для удовлетворения огромного количества общественных и частных нужд. На доходы с вотчин поддерживались многочисленные дома призрения, больницы, приюты для сирот и странноприимные дома для паломников, прямо или косвенно оказывалась помощь отдельным нуждающимся, выкупались рабы у евреев и язычников. Но более всего Папы освободили императоров от ответственности за снабжение Рима продовольствием, а позднее взяли на себя задачу отражения атак лангобардов, связанную обычно с исполнением финансовых обязательств. Папа стал, таким образом, защитником угнетенных, политическим защитником тех, кто не желал подчиняться иноземному владычеству, кто не желал становиться лангобардом или полностью превратиться в византийца, предпочитая оставаться римлянином.

Цитата

Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам
Античный афоризм