Убайдаллах аль-Махди, Абу Мухаммад Убайдаллах ибн аль-Хусайн аль-Махди (иногда упоминается как Абдаллах аль-Махди, Обейд-Аллах аль-Махди) (873— 3 марта 934) — основатель Фатимидского халифата, имам исмаилитов.
Потомок сына имама Джафара ас-Садика Исмаила аль-Мубарака, сын аль-Хусайна. Жил в городе Саламия в Сирии, бывшего центром исмаилитского движения. В детстве наречён именем Али. Противники исмаилитов позднее высказывали мнения о ложности версии принадлежности Убайдаллаха к роду Алидов, приписывая ему различные варианты происхождения. По сообщению Ибн Давадари, был «иудей из жителей Саламии».
Когда умер аль-Хусайн в 881 году Али было ещё 8 лет, поэтому общину исмаилитов возглавил его дядя Мухаммад ибн Ахмад, который стал и опекуном Али. Впоследствии Али женился на дочери Мухаммада ибн Ахмада, в браке с которой в 893 году родился сын, будущий халиф Аль-Каим.
В 899 году Мухаммад ибн Ахмад умер и Али возглавил исмаилитское движение, приняв имя Убайдаллаха аль-Махди. Он разослал инструкции исмаилитским проповедникам (даи), в которых изменил существовавшие ранее принципы учения. Теперь род, восходящий к Исмаилу ибн Джафару, и представителем которого объявлялся Убайдаллах, именовался имамами, носителями божественной благодати (бараки) рода Пророка Мухаммада. Это противоречило изначальному учению исмаилитов, которые считали, что Мухаммад ибн Исмаил (сын Исмаила ибн Джафара) находится «в сокрытии» и приверженцы учения ожидали его нового явления в качестве Махди. Провозглашение имамом Убайдаллаха было коренным изменением доктрины исмаилитов и привело к расколу среди приверженцев учения. Значительная часть исмаилитов отвергла эти изменения, не признав Убайдаллаха имамом; таким образом, зародилось движение карматов, ставших злейшими противниками Фатимидов.
В 901—902 годах даи исмаилитов Сирийской пустыни Зикравайх начал восстание в пользу Убайдаллаха, не согласовав с ним свои действия. Сыновья Зикравайха захватили ряд городов в Сирии, где провозгласили хутбу с именем Убайдаллаха. Сам Убайдаллах не примкнул к восставшим, а уехал в Палестину в город Рамла. Войска аббасидского халифа аль-Муктафи в 903 году разгромили сыновей Зикравайха и начали преследование Убайдаллаха. Он вынужден был бежать в Египет.
В Египте Убайдаллах выдавал себя за купца. Его сторонники предлагали уехать в Йемен, но Убайдаллах выбрал иной вариант. Покинуть Египет его вынудили активные действия аббасидских войск, вторгнувшихся в Египет для восстановления в нём власти халифа в 905 году. Убайдаллах в составе купеческого каравана отправился на запад в Ифрикию, где больших успехов достиг исмаилитский даи Абу Абдаллах аш-Шии, проповедовавший в этом регионе с 893 года. Добравшись до Триполи, Убайдаллах отправил посланца к Абу Абдаллаху, но он был арестован наместниками Ифрикии Аглабидами. После этого Убайдаллах решил изменить маршрут и в составе купеческого каравана отправился в обход Ифрикии далее на запад в город Сиджильмаса, управлявшийся династией Мидраридов. Здесь он в 905 году поселился, по прежнему выдавая себя за купца.
В это время берберы кутама, предводительствуемые Абу Абдаллахом достигли больших успехов в Ифрикии. Начав военные действия против Аглабидов в 902 году, Абу Абдаллах к 905 году захватил Милу, Сетиф, Тобну, Белезму. В 907—908 годах восставшие овладели большей частью главных стратегических пунктов страны и нанесли ряд тяжёлых поражений аглабидским войскам. В 908 году Абу Абдаллах овладел Кайруаном. В марте 909 года Абу Абдаллах захватил резиденцию Аглабидов Раккаду, близ Кайруана. Последний аглабидский эмир Зийадаталлах III бежал из страны, Ифрикия полностью перешла под контроль Абу Абдаллаха.
В июне 909 года Абу Абдаллах пошёл в поход на Сиджильмасу. По пути он разгромил государство Рустамидов в Тахарте. В это время мидраридский правитель Ильяс аль-Мунтасир арестовал Убайдаллаха. В августе 909 года Абу Абдаллах подойдя к Сиджильмасе, разгромил мидраридские войска, захватил город, освободил Убайдаллаха, который был провозглашён халифом.
В октябре 909 года Убайдаллах отправился в Ифрикию. В январе 910 года Убайдаллах торжественно въехал в Раккаду и был провозглашён правителем. Его сын Аль-Каим провозглашён наследником. Новый правитель в общем сохранил административную структуру существовавшую при Аглабидах. Была реорганизована налоговая система. Особое внимание Убайдаллах уделил разработке доктрины исмаилитского вероучения на основе джафаритского мазхаба. Для своего халифата Убайдаллах решил построить новую столицу, которая была сооружена в 921 году и получила название в честь халифа — Махдия. Город находился на морском побережье, что упрочивало положение государства Фатимидов как морской средиземноморской державы.
В 911 году против халифа организован заговор; во главе заговорщиков встал главный руководитель фатимидского восстания и возведения Убайдаллаха на престол — Абу Абдаллах. Узнав о заговоре, халиф действовал решительно, Абу Абдаллах и его брат были схвачены и 31 июля 911 года казнены. Берберы кутама, узнав о казни своего предводителя, подняли восстание против власти Убайдаллаха. Подавить его удалось в 912 году благодаря мужественным действиям армии под командованием наследника аль-Каима. Также происходили и другие восстания. В 911 году против Фатимидов поднялось племя маграва из группы зената в Тахарте, которое выступало под знаменем хариджизма и питало ненависть к исмаилитам, как к еретикам. В 912 году произошло восстание в Триполи. Но войска Убайдаллаха успешно подавили все эти выступления.
В состав халифата входила мусульманская на тот момент Сицилия со столицей в Палермо. В 913 году в Палермо Ахмед ибн-Кохроб сместил фатимидского правителя (подчинявшегося Северной Африке) и объявил себя эмиром независимой Сицилии. В 914 году ему удалось уничтожить фатимидский флот, но ещё через год из-за провала экономических реформ началось восстание среди берберов на юге острова. Восставшие поймали и повесили ибн-Кохроба, а в 917 году Убейдаллах послал на остров армию, которая захватила Палермо и восстановила правление династии Фатимидов на сорок лет.
Ифрикия воспринималась Убайдаллахом как стартовая площадка для дальнейшего расширения своего халифата на все страны исламского мира. Главным направлением внешней экспансии Фатимидов стала богатейшая страна региона — Египет. В 913—915 и 919—921 годах были организованы две экспедиции на Египет, которые возглавлял сын халифа Аль-Каим. Но несмотря на первоначальный успех фатимидских войск, аббасидские войска отразили эти нападения.
В то же время Убайдаллах старался утвердиться и в странах Магриба, где главным соперником Фатимидов был Кордовский эмират, распространявший своё влияние на земли современного Марокко. В 917 году войска Фатимидов совершили поход на маленький эмират Накур. В 922 году большая фатимидская армия под командованием Масалы ибн Хаббуса двинулась на территорию Дальнего Магриба. Союзниками Фатимидов при покорении Магриба стало племя микнаса. Правитель государства Идрисидов Йахья IV потерпел поражение. Государство Идрисидов подчинилось Убайдаллаху. Но к началу 930-х годов кордовским Омейядам удалось потеснить позиции Фатимидов в Дальнем Магрибе. Поход фатимидских войск в 933 году не привёл к изменению положения в Дальнем Магрибе.
Источник: Википедия