Недавно разыгравшийся в Египте политический катаклизм имеет довольно неожиданные, но от того не менее трагические причины, лежащие не только в экономической, политической, религиозной, но и в культурной сфере. Это невиданное расхищение древних египетских памятников во время правления президента Мухаммеда Мурси и смещения бывшего министра по делам древностей Мухаммеда Ибрагима.
Утрату культурных ценностей, происшедшую в Египте в период правления Мурси и «Братьев-мусульман» вполне можно назвать гуманитарной катастрофой мирового уровня. Данный аспект проблематики египетского конфликта, который развернулся на глазах всего мира, недавно обсуждался на круглом столе «Современная ситуация в Египте» в московском Культурном центре им. М.А. Волошина.
«Египет столкнулся с очень сложной ситуацией, когда после первых событий египетской революции ещё в 2011 году уникальные памятники по всей долине Нила, по сути, оказались незащищёнными от человека, – рассказал известный египтолог, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта “Маат” Виктор Солкин. – Потому что практически сразу же полиция туризма и древностей страны отказалась защищать те памятники, которые были в её распоряжении».
Народ Египта при первой же угрозе национальному достоянию взял инициативу в свои руки, и первые же события, связанные с их пропажей, были остановлены. Прекратила этот процесс не власть, не полиция, не министерство, а обычные египетские молодые люди, студенты и аспиранты, которые трое суток держали круговую оборону, взявшись за руки вокруг Египетского музея в Каире, Национального музея Тутанхамона в Карнаке, Александрийской библиотеки. Вокруг Карнакского храма стояли люди и отбивали нападения грабителей, которые «загадочным образом» оказывались полицейскими.
По свидетельству главы факультета египтологии Американского университета в Каире Салимы Икрам, в городе Бени-Суэф (Средний Египет) прямо на улице можно было «приобрести» куски саркофагов и другие древности. Безвозвратно утрачен Некрополь как свидетельство почти четырёхтысячелетней истории Египта вплоть до начала мусульманского владычества. От древних мумий остались лишь кости, которые просто валяются на месте грабежа могил, и это кощунство нельзя оправдать какими-либо религиозными воззрениями.
По словам Виктора Солкина, за год правления нового министра по делам древностей, представителя «Братьев-мусульман» Ахмеда Эйссу, назначенного на этот пост вместо Мухаммеда Ибрагима в результате прихода к власти президента Мухаммеда Мурси, в Египте произошли колоссальные изменения. Полиция по делам туризма и древностей совершенно прекратила выполнять свои обязанности, а в ряде случаев перешла к открытому мародёрству.
Особенно пострадал некрополь Дахшур в 50 километрах к югу от Каира, где население стало захватывать древние захоронения под предлогом нехватки места для кладбищ. В действительности же на этом месте происходили нелегальные археологические раскопки с целью последующей продажи уникальных исторических и культурных ценностей.
Также сильно пострадала археологическая зона Телль эль-Ияхудиэ, известная руинами прекрасного дворца фараона Рамсеса III (XII в. до н.э.), – уникальные артефакты, добытые здесь, хранятся во многих музеях мира. Буквально на днях местная строительная мафия при помощи строительной техники начала зачищать территорию храма Рамсеса III для постройки коммерческого торгового центра. Остановили вандализм молодые инспекторы Телль эль-Ияхудиэ, которые легли прямо на землю и не позволили тракторам двинуться дальше.
Район Фаюмского оазиса, в частности некрополь Абусир эль-Малак, основанный ещё до создания государства фараонов в XXXII веке до нашей эры, понёс не меньшие потери. Сотрудница Американского университета в Каире, египтолог Моника Ханна сделала фотографии, на которых задокументировала процесс расхищения археологических древностей. Она же организовала по всей стране круг молодых инспекторов, археологов, историков, которые занимались мониторингом ситуации в отрасли, связанной с древностями.
Практически в каждом городе, селении, локальном центре Египта возникли группы молодёжи, которые объединились сами через фейсбук, минуя министерство. По сути, они спасли ситуацию в самом начале правления Мурси, который был совершенно не заинтересован в спасении египетских древностей, в то время как соответствующий министр также не исполнял свои функции.
В качестве последнего примера можно привести город Солнца Гелиополь рядом с Каиром, он находится недалеко от аэропорта. На нетронутом участке археологической зоны Матарийя, в общем-то требующем квалифицированных археологических раскопок, местные жители, вдохновлённые словами «Братьев-мусульман» о том, что древность не ценна, начали уничтожать древние памятники для постройки коммерческих центров.
По словам директора культурного центра археологической зоны Абидос (Южный Египет) Амира Элькарима, описанные здесь расхищения памятников – лишь малая часть того, что сейчас происходит в Египте. Однако, по его словам, юг страны практически не пострадал, так как живущие здесь египтяне всегда любили свою историю. Им удалось защитить храм Сети I, а также другие памятники.
«Вандализм – результат того, что Мурси не обращал внимания на судьбу памятников и туристическую отрасль», – так высказался Амир Элькарим о печальных египетских событиях. Также он выразил надежду, что в скором времени будет восстановлен поток российских туристов – и тех, которым интересны памятники древней египетской цивилизации, и всех остальных.
Сейчас Мухаммед Ибрагим вернулся на прежнюю должность министра по делам древностей Египта. Новое правительство страны относится ко всему культурному наследию с особым вниманием и делает реальные, последовательные шаги для того, чтобы сохранить его в достойном виде. Как рассказал Виктор Солкин, на 2015 год запланировано открытие Великого музея в Гизе. Он уже построен, в нём действуют реставрационные мастерские.
Также в 2015 году заработает Национальный музей египетской цивилизации в Старом Каире, который объединит ряд памятников Древнего Египта, христианского Египта, мусульманского Египта, Египта сегодняшних дней. Выделено около 30 000 фунтов для всех пострадавших археологических зон. Эта сумма пойдёт на первичную консервацию, уборку мусора, инвентаризацию – по сути, на то, чтобы памятники были спасены для будущих поколений.
Источник: Новости Мира Археологии