Археолог, ученый секретарь Самарского областного музея имени Алабина Дмитрий Сташенков рассказывает, как в 2010 году в районе села Муранки был разграблен открывшийся на берегу реки могильник. После долгих судебных разбирательств копатели были оправданы - уголовного наказания не последовало.
Однако в ближайшее время законодательство может поменяться. Ещё до ухода на летние каникулы Государственная Дума планирует принять поправки, нацеленные на пресечение незаконной деятельности охотников за артефактами. Для археолога контекст, в котором обнаружена вещь, порой бывает важнее ее самой.
Дмитрий Сташенков, археолог, ученый секретарь Самарского областного музея им. Алабина:
- Если предметы будут выдернуты из культурного слоя, даже если знать, что предмет с определенного места, с такого-то микрорегиона, мы уже потеряли большую часть информации.
Руководитель отделения Федерации приборного поиска России Игорь Якурнов демонстрирует, как работает металлоискатель, и уверяет, что его коллеги не занимаются раскопками памятников и не интересуются стариной. Поисковики в основном ищут ценности на огородах, на пляжах и на дорогах. Его предложение - продавать металлоискатели только тем, у кого есть лицензия.
Игорь Якурнов, руководитель отделения ФППР в Самарской области:
- Кто хочет у нас в стране - имеет лицензию на гладкоствольное оружие. То же самое можно было отнести и к металлоискателям - собирать ежегодные платежи, на эти деньги мы могли бы создать в стране специальные структуры, которые охраняли бы памятники археологии.
Лицензировать металлоискатели нельзя ни в коем случае, считают ученые. Они приводят в пример национальный парк Самарская Лука, где находится несколько десятков памятников археологии. Самые крупные и известные регулярно подвергаются нападениям со стороны копателей.
Станислав Голотюк, начальник научного отдела национального парка Самарская Лука:
- В этом году уже были случаи задержания людей, которые занимаются несанкционированными раскопками. Во всех случаях у людей, которые были задержаны с металлодетекторами, какие-либо ценности обнаружены не были. То есть мы им можем предъявить лишь нарушение режима национального парка.
Леонид Вязов, археолог:
- Вот сколько я осматривал памятников, находящихся в лесу, на задернованной территории, - все они испещрены ямками, оставшимися после копателей.
Если Госдума утвердит поправки, запрещающие деятельность «черных копателей», то несанкционированный "вкоп" на территории археологического памятника будет стоить до 6-ти лет лишения свободы либо обойдется в 250 тыс. рублей штрафа.
Источник: Новости Мира Археологии