Главная Новости истории 2013 год Июнь Ученые продолжают спорить о давности одомашнивания собак

Ученые продолжают спорить о давности одомашнивания собак

Некоторое время назад 3 независимые международные группы исследователей опубликовали результаты своих работ, в ходе которых сравнивали геномы волков и собак. В целом, все три исследовательских команды согласились в том, как именно отличаются генетические особенности обоих видов, однако сделали совершенно различные выводы о том, когда, где и при каких условиях опасные хищники превратились в преданных домашних питомцев.

В январе этого года Эрик Аксельссон (Erik Axelsson) и Керстин Линдблад-Тох (Kerstin Lindblad-Toh), генетики из Университета Упсалы (Uppsala University) в Швеции, опубликовали в журнале Nature свою точку зрения. Согласно результатам их исследования генов, участвующих в расщеплении клетчатки, одомашнивание произошло благодаря расцвету сельского хозяйства около 10 тысяч лет где-то на Ближнем Востоке.

По словам ученых, волки начали селиться ближе к человеческим жилищам, питаться отбросами и постепенно стали домашними собаками. Однако другие исследователи заявляют, что первые кости, больше похожие на кости современных собак, чем на скелеты волков, были обнаружены за несколько тысяч лет до начала аграрной революции неолита.

Авторы второго исследования, Чзан Я Пин (Ya-ping Zhang) и его коллеги из Института зоологии Куньмина (Kunming Institute of Zoology) в Китае, заявляют, что волки были одомашнены человеком около 32 тысяч лет назад. Ученые исследовали и сравнили геномы серых волков, современных европейских собак и китайских собак-аборигенов и пришли к выводу, что волки стали держаться ближе к людям уже в эпоху палеолита, поскольку поняли, что так шанс найти пищу гораздо выше.

По мнению ученых, сближение волков и людей произошло где-то на юге Китая. Однако многие исследователи подчеркивают, что нет никаких доказательств того, что на юге Китая когда-либо обитали волки.

Третье исследование установило, что одомашнивание волков произошло 11–16 тысяч лет назад. Генетик Джон Новембер (John Novembre) из Университета Чикаго (University of Chicago), США, и его коллеги считают, что даже после одомашнивания предки современных собак долго продолжали спариваться с волками, а также что те популяции волков, которые дали начало домашним собакам, к настоящему времени окончательно вымерли.

Пока не утихают споры, генетики и археологи сходятся только в том, что для поиска точного ответа на вопрос об одомашнивании собак необходимо проводить дальнейшее изучение генома собак и волков. В настоящее время такими исследованиями занимаются 3 группы американских ученых и еще несколько исследователей в Европе.

Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей