Мраморные экспонаты выглядят так, словно их только что вынули из капсулы времени.
Организаторы этой выставки, которая проходит до 29 сентября, предпочли не зацикливаться на ужасах. Расположив в пространствах музея два прекрасных уголка древнеримской Ривьеры, они вместо этого рассказали, как города жили до катастрофы.
Геркуланум обнаружили первым, в 1710 году при постройке колодца наткнувшись на руины театра. Но потом вся слава досталась Помпеям: там намного легче было проводить раскопки. Похороненный под 30-метровым слоем окаменевшего пепла Геркуланум дольше хранил свои секреты, зато они дошли до нас в прекрасном состоянии.
В Геркулануме температуры достигали 450±C, и органический материал, включая мебель, корзины, пищевые продукты, не сгорел, а обуглился. Экспонаты выглядят так, словно их только что вынули из капсулы времени. Кажется, этот инжир еще вчера был сочным, этот надрезанный хлеб – мягким, и в этой деревянной колыбели мать совсем недавно качала ребенка.
Из 250 экспонатов некоторые, подобно мраморным барельефам, обнаружены в последние годы. Один экспонат прибыл из Секретного кабинета Неаполитанского музея археологии. Это скульптурная композиция, где козлоногий Пан занимается любовью с козой. Посетителям выставки предложено самостоятельно решать, что за произведение перед ними: восхитительное или отвратительное. В Геркулануме скульптура стояла в саду тестя Юлия Цезаря.
Римляне не видели греха в изображении физической близости. В их обществе царил культ фаллоса, о чем выставка напоминает не раз: фаллосами украшены связка садовых колокольчиков, масляные лампы, фрески, постамент для бюста одного уважаемого гражданина, воздвигнутый на средства его благодарного раба.
До 60-х годов прошлого века эту порнографию показывали в Италии только «морально устойчивым посетителям зрелого возраста», все они почему-то оказывались мужчинами. Британский музей обошелся без запретов, ограничившись предупреждением для посетителей с детьми. В основном выставка задумана как прогулка по роскошному дому: официальные комнаты – вокруг атриума, семейные – вокруг сада. Богатые граждане использовали эти дома на побережье в качестве загородных.
Труд рабов и достижения гидравлической инженерии обеспечивали их обитателям комфорт, сравнимый с современным. Прибавить к этому средиземноморский воздух, который свободно циркулировал в помещениях, – чем не рай. Привлеченные журчанием воды и пением птиц посетители могут оказаться, например, среди цветущих кустов в прекрасном месте с фонтанами и статуями.
На стенах висит тройная фреска с изображением волшебного сада, когда-то украшавшая обеденную комнату в Помпеях. Фреска настолько хороша, что ее образы растиражированы на зонтиках, шелковых шалях, футлярах для айфонов и чашках, которые продаются в магазина музея. Жители Помпей и Геркуланума не упускали возможности подчеркнуть свое богатство и образованность. Для портретов они позировали с папирусами или принадлежностями для письма в руках.
Они ходили в театр, чтили поэзию, выцарапывая (с ошибками) цитаты из Вергилия прямо на уличных стенах. Им было чем гордиться. Именно их цивилизация подарила народам латинскую грамоту, институт гражданского права, водопровод, отопление, водяные мельницы, арки, пешеходные переходы, тротуары с бордюром, многие вечные вещи.
Но другие, не парадные изображения и надписи показывают их жизнь без прикрас.
Они посещали бордели: только в Помпеях с населением в 15 тыс. было 35 заведений; они играли в азартные игры, дрались и пьянствовали в барах. На одном таком настенном комиксе барменша прячет от пьяницы вино и жалуется второму мужчине: «Океанос опять напился». Увлеченные садоводы (грабли и лопата прилагаются), они выращивали рассаду в старых кухонных горшках и ругались с соседями из-за границ участков.
Власти регулировали эти конфликты с помощью мраморных табличек между домами. «Собственность Маркуса навеки», – высечено на одной стороне таблички. «Стена Юлии, принадлежит ей навечно», – на другой. Маркус и Юлия были вольноотпущенными рабами. Если судить по выставке, жители обоих городов были добрыми рабовладельцами: оставляли рабам наследства, дарили дорогие подарки и, самое важное, часто отпускали их на волю.
Местные женщины, несмотря на официальное неравенство с мужчинами, тоже не чувствовали себя забитыми. Символом выставки стал семейный портрет, на котором не чуждый политическим амбициям городской пекарь Теренций в белой тоге держит свиток с печатью. Его жена стоит рядом, слегка заслонив супруга плечом. Палочка для письма и восковая табличка, куда заносятся все доходы-расходы бизнеса, находятся именно в ее в руках.
Шел 79-й год нашей эры.
Только что зародилось христианство, о нем уже слышали в провинциях, но империя и ее боги казались несокрушимыми. Легионы маршировали по египетским, британским дорогам, «водворяя мир и щадя покоренных» (дороги с твердым покрытием тоже римляне изобрели). Жители Помпей и Геркуланума своей главной бедой называли землетрясения. Везувий они считали бездействующим. Ни у кого не было времени подготовиться к последнему часу.
Люди выбегали из домов с самым ценным: украшениями, деньгами, ключами, дорогой посудой – и погибали на улицах или в порту. Пустоты с отпечатками лиц и одежды были обнаружены при раскопках еще в XVIII веке. 100 лет спустя археолог Фиорелли придумал заполнить их гипсом. Получились слепки человеческого ужаса. Мужчина и женщина, сжимающие друг друга в объятиях.
Семья с двумя детьми, младший так и не разлучился с матерью. Среди этих реалистичных скульптур выделяется уникальная «смоляная леди». Ее скелет, а также изящные золотые украшения видны сквозь эпоксидную смолу, которую применили вместо традиционного гипса.
Посетители смотрят на погибших с нескрываемым сочувствием. Уже неважно, случилась трагедия вчера или почти 2 тыс. лет назад. Побывав в их домах, побродив по их улицам, каждый увидел этих людей живыми.
Во многих отношениях они были похожими на нас, и невозможно отстраниться от них так, как мы отстраняемся, например, от египетских мумий. Выставку уже назвали крупнейшим хитом десятилетий. 50 тыс. билетов разошлись еще до открытия, билеты на июнь–июль практически распроданы. И несравнимо большее число народа сможет увидеть ее благодаря экспериментам Британского музея с технологиями ХХI века.
Мир Помпей и Геркуланума был оцифрован и выпущен в виде приложения для планшетов и смартфонов. Судя по отзывам, эксперимент удался: интерактивные карты региона, почасовая хронология событий, объяснения куратора Пола Робертса, кликабельные разделы и экспонаты дают возможность исследовать выставку так же подробно, как при посещении.
А еще был снят полнометражный «Репортаж из Помпей», где видеоряд комментируют популярные историки. Проект можно назвать революционным – Британский музей прежде не выпускал кинофильмов о своих выдающихся выставках. Премьера состоится 18 июня в 250 кинотеатрах Британии и Ирландии. На следующий день кинозалы заполнят школьники, им покажут детскую версию.
Источник: Новости Мира Археологии