Гранты. Подмосковье вышло в финал общероссийского конкурса.
Подмосковные музеи в очередной раз вышли в финал грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводится благотворительным фондом Владимира Потанина. Это Егорьевский историко-художественный музей, выигрывавший гранты уже четыре раза, и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», который сейчас переживает период глобальных изменений.
Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» проводится ежегодно, его цель – поддержать наиболее яркие музейные проекты по всей России. В этом году общий грантовый фонд составляет 20 миллионов рублей. Эти деньги будут распределены между теми, чьи проекты будут признаны наиболее интересными, перспективными и реальными для исполнения.
Пока по итогам заседания жюри выбрало 53 проекта из 32 регионов России. Теперь все они примут участие в проектно-образовательном семинаре конкурса, который пройдет 11–14 апреля в Нижнем Новгороде. Конкурс планируется завершить в июне. У двух подмосковных музеев, которые вышли в финал, есть все шансы на получение гранта: оба проекта – и «Город воспоминаний» Егорьевского историко-художественного музея (автор – Дарья Ширман), и «Новый музей для новых посетителей» Музея «Новый Иерусалим» (автор – Надежда Усманова) – обладают всеми вышеперечисленными достоинствами.
Мы уже писали об изменениях в жизни Музея «Новый Иерусалим», который совсем недавно освободил территорию Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря и переехал в новое трехэтажное здание уникальной архитектуры, специально для музея отстроенное и оснащенное по последнему слову техники.
– Музейный комплекс, в который должен превратиться наш музей, является беспрецедентным проектом не только для Московской области, но и для России в целом, – рассказывает его автор, заведующая отделом научно-образовательных программ и проектов Надежда Усманова. – Он очень масштабный и сложный, поэтому, прежде чем осваивать такое музейное пространство, мы решили основательно подготовиться.
Проект для конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который мы назвали «Новый музей для новых посетителей», касается не самой концепции нового музея – он является как раз такой подготовкой. Это, по сути, подробный план маркетингового исследования аудитории музея, которая неминуемо поменяется по ходу обновления концепции. Если раньше это были в основном посетители монастыря или паломники, то теперь, когда мы выехали за территорию монастыря, состав наших гостей должен расшириться и качественно измениться.
В рамках проекта разработана целая программа действий по получению ценной маркетинговой информации. Она включает в себя массовые опросы, интервью с экспертами, формирование списков и другие профессиональные мероприятия. Таким образом, музейщики смогут выяснить, на какие услуги им делать упор и как лучше подавать новую, обещающую быть весьма обширной экспозицию.
– Проект рассчитан на год, – поясняет Надежда Усманова. – Но основные мероприятия по сбору информации будут проходить во время активного сезона весна-лето. А к осени мы уже получим некоторые результаты и соберем конференцию для специалистов по музейному делу. Я думаю, что наши маркетинговые разработки и методология могут пригодиться и другим музеям, которые встали на путь реконструкции и апгрейда. У нас в Подмосковье это и музей в Сергиевом Посаде, и Музей-заповедник «Горки Ленинские», которым тоже предстоит поменять и концепцию, и аудиторию.
Второй проект-финалист Егорьевского историко-художественного музея на первый взгляд менее масштабный, но это только если сравнивать по величине сами музеи. – «Город воспоминаний» – это мультимедийный интерактивный проект, который мы разработали на время реконструкции музея, когда его помещение не сможет использоваться в полном объеме, – рассказала «Подмосковью» заведующая экскурсионно-массовым отделом Ирина Чугунова. – Он представляет собой виртуальную экскурсию на электронном планшете в виде двух карт города. Одна карта – старинная, ХIХ века, а другая современная.
По этим картам посетители смогут как бы «входить» в реальные дома Егорьевска, кликнув на специальные колокольчики. Для этого проекта мы уже собрали и продолжаем собирать истории жизни реальных горожан, проживавших ранее в этих домах. В рамках этого долгосрочного проекта мы создали информационную базу, своеобразный архив егорьевских семей, который может уже сейчас и должен будет в дальнейшем пополняться самими горожанами и их детьми. Ирина Чугунова рассказала, что такой подход к изучению истории сейчас очень популярен в мире. Он называется история повседневности.
Это особый метод исторического исследования, который изучает историю не как цепочку политических событий, а как образ жизни подавляющего большинства населения – «обычных людей» той или иной страны в тот или иной исторический период. Основы «истории повседневности» были заложены французским историком-антропологом Марком Блоком еще в первой половине ХХ века. У нас она долгое время была в загоне, но сейчас это направление в российской исторической науке является одним из базовых.
– Виртуальное путешествие позволит посетителям через планшет оказываться «пассажирами» определенного вида транспорта, который существовал в городе в разные эпохи, – посвящает нас в планы Ирина Чугунова. – Выбрать себе транспорт можно на старте – в самом начале маршрута, примерно как в компьютерной игре. В ХIХ веке это повозка, запряженная лошадью. В ХХ – автомобили разных марок: сначала «Победа», потом «Москвич» и так далее. А перед глазами должны сменяться «пейзажи», составленные из открыток, картин, фотографий…
Источник: Новости Мира Археологии