На территории современного Кыргызстана, в зоне высокогорного озера Иссык-Куль в течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых, озеро, по крайней мере, дважды претерпело периоды трансгрессии и регрессии).
Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль известны давно. Многочисленные легенды и китайские летописи свидетельствуют о существовании здесь древних цивилизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля, причины их исчезновения до сих пор окончательно не ясны.
В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье Иссык-Куля – до сотни. Они – как бы немые свидетели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой земледельческой. Наиболее ярким примером является открытие нами на дне Тюп-ского залива древней столицы усуньского государства, известного по китайским источникам города Чигу (II—I в. до н.э.).
Летом 2003 и 2004 гг. была совершена комплексная международная археологическая экспедиция на Иссык-Куль. Кроме ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук, в экспедиции приняли участие аквалангисты Конфедерации подводной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой.
Экспедицией были выявлены и зафиксированы на подводных истори-ко-археологических объектах новые сако-усуньские и древнетюркские памятники: курганы, каменные изваяния, поселения, городища. Составлена карта-схема предметов материальной культуры, поднятых со дна затонувшего городища в заливе Кара-Ой.
Вместе с В.П. Мокрыниным мы обнаружили на побережье современного с. Барсхан бронзовые бляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящиеся по времени к сакскому периоду, т.е. борьбы среднеазиатских саков с воинами Александра Македонского.
Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены казахскими археологами в 1969 г. при раскопках сакского кургана Иссык (что расположен между озером Иссык-Куль и городом Алматы). Только иссыкские бляшки были золотыми, сохранившись в обширной коллекции неразграбленного кургана, а барскаунские – бронзовые, с бракованными отходами, что позволяет уверенно говорить об их местном производстве.
Происхождением из Барсхана можно считать и серебряный кубок сакского времени, украшенный полтора столетия спустя арабской надписью в честь караханидского кагана XI в. Тогрул-карахана. Именно он правил Барс-ханом в 1059-1975 гг., в те времена, когда Юсуф Баласагуни создал «Кутадгу Билиг», а Махмуд Кашгари «Диван лугат-ат-Тюрк» *- знаменитые сочинения восточных авторов.
Теперь проблема I.
Уникальная своей надписью чаша находится в частной коллекции. Впервые предмет осматривали музейные специалисты и археологи Государственного Исторического музея КР в 1993-1994 годах с целью приобретения в фонды музея. Уже тогда было отмечено выдающееся культурное, научное и историческое значение данного предмета. Но Министерство культуры не смогло выделить необходимую для приобретения сумму.
Музеем была проведена экспертиза металла, из которого была изготовлена чаша – серебро 903 пробы, высота чаши 13,7 см, диаметр 15,6 см, вместимость 1,8 литра. Чаша кругло донная с петлеобразной ручкой по верхней части. Почернение с арабской надписью, в которой названо имя Тогрул Карахан – правителя караха-нидской династии из Барсхана. По предположению М.Н. Федорова, осматривавшего чашу в 1994 г. первоначально это был сакский кубок VI-V вв. до н.э., который мог принадлежать древнему зороастрийскому кочевому священнику.
В XI в. из сакского кубка была сделана чаша для восточно-караханидского правителя из Барсхана. Надпись гласит (уточненный перевод арабиста Имран Шахрура): «Хакан славнейший, господин, государь победоносный, побеждающий, опора государства и праведник религиозной общины Тогрул кара-хакан, приближенный повелителя правоверных (т.е. халифа)».
2 По датировке акад. В.В. Бартольда, поддержанной польским востоковедом О. Прицаком и германским нумизматом М.Н. Федоровым время правления Имад ад-Даулы Тогрул кара-хакана охватывает 451-467//1059-1075 гг. т.е. третью четверть XI в. В таком случае значимость чаши как культурного и исторического наследия неизмеримо возрастает.
Эта уникальная именная чаша, которая исгюльзовалась на протяжении тысячи (или даже 2,5 тыс.) лет, на данный момент не имеет аналогов в Кыргызстане. Т.е. можно отметить, что экспонат является великолепным и пока единственным образцом караханидской именной торевтики третьей четверти XI в. н.э., место которой, несомненно, в государственном музее. Но приобрести её мы не можем. Не исключено, что находка уплывет за рубеж.
В прибрежных водах Дархана и Сару нами были обнаружены бронзовый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Ранее археологи находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, украшенные бронзовыми фигурками зверей, камни (кайраки) с крестами и христианской эпитафией.
Все это побудило нас организовать специальную археологическую экспедицию на Иссык-Куль в поисках затонувших памятников культурного наследия древнего и средневекового Кыргызстана. Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, максимально полное обследование затопленного городища Кара-Ой и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.
В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м, в 2003 г. буквально в последний день полевого сезона со дна озера было поднято два бронзовых жертвенных котла, аналогичным тем, которые были широко распространены в античную сакс кую эпоху по всему Семиречью.
Большой котел был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и виднелся только нижний ободок поддона. Раскопки и подъем котла были осуществлены с использованием лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь, своей хорошей сохранностью и почти полной неокиелейностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было.
Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хорошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 – вертикальные и 2 – горизонтальные.
Рядом на дне (метров в 10), был обнаружен малый бронзовый котел того же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и песком. Выступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырьмя пальцами. Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетельствуют о местном производстве предметов.
Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. – временем активного зарождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.
Находки подтверждают распространение металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., говорят о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни.
Проблема II.
Мы, из-за отсутствия средств и собственных профессиональных археологов-подводников не можем сами организовать экспедиции. Но любители дайвинга – подводного плавания – с каждым годом f все чаще и больше посещают Иссык-Куль. Со дна собирают все более-менее ценные археологические предметы и вывозят безнаказанно за рубеж: или сдают антикварам. Это так называемые «черные» археологи. А попросту грабители государственного культурного наследия.
Вывод:
1. Следует организовать ежегодную постоянно-действующую археологическую экспедицию на Иссык-Куль.
2. Объявить озеро охранной зоной с запретом самовольных аквалангистов собирать ценные находки или раскопки под водой.
3. Взять по строгий контроль туристические организации с целью пропаганды и строгого соблюдения Закона Кыргызской Республики об охране и использовании памятников истории и культуры.
Главные направления будущих исследований: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, материальной и духовной культуры. Основная задача – восстановление древней и средневековой цивилизации Иссык-Куля, а, следовательно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии. Руководитель подводных археологов проф. Прапор С.С. уезжая из экспедиции, так охарактеризовал свои впечатления о затонувших памятниках Иссык-Куля:
«Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уникальнейшие предметы многотысячелетнего возраста – в нашей, да и в мировой практике подводной археологии, – случай небывалый.
Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние.
Сосуд прекрасно украшен: в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоился на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом. Дух захватывает, когда думаешь о том,, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш, долг перед потомками!».
Впереди новые экспедиции. Новые исследования подводных памятников древней цивилизации Иссык-Куля. А на сегодня отправной точкой для исследования подводного Иссык-Куля в качестве «книги лоцмана», могут служить две монографические публикации 2005 г., в издании которых автор принимал непосредственное участие – «Все об Иссык-Куле» и «Наш Кыргызстан».
Источник: Новости Мира Археологии