Главная Новости истории 2013 год Новости за март Болевые точки культурного наследия Кыргызстана
История
Книги
Новости
2013
1234567
2012
312
Наша кнопка


HistoryLine.Ru logo

Статистика


Болевые точки культурного наследия Кыргызстана

На территории современного Кыргызстана, в зоне высокогорного озера Иссык-Куль в течение трех последних тысячелетий одна цивилизация транс­формировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых, озеро, по крайней мере, дважды пре­терпело периоды трансгрессии и регрессии).

Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль из­вестны давно. Многочисленные легенды и китайские летописи свидетельст­вуют о существовании здесь древних цивилизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля, причины их исчезновения до сих пор окончательно не ясны.

В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти па­мятников, а на побережье Иссык-Куля – до сотни. Они – как бы немые свиде­тели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой земле­дельческой. Наиболее ярким примером является открытие нами на дне Тюп-ского залива древней столицы усуньского государства, известного по китай­ским источникам города Чигу (II—I в. до н.э.).

Летом 2003 и 2004 гг. была совершена комплексная международная археологическая экспедиция на Иссык-Куль. Кроме ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук, в экспедиции приняли участие аквалангисты Конфедерации подводной дея­тельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой.

Экспедицией были выявлены и зафиксированы на подводных истори-ко-археологических объектах новые сако-усуньские и древнетюркские па­мятники: курганы, каменные изваяния, поселения, городища. Составлена карта-схема предметов материальной культуры, поднятых со дна затонувше­го городища в заливе Кара-Ой.

Вместе с В.П. Мокрыниным мы обнаружили на побережье современно­го с. Барсхан бронзовые бляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящиеся по времени к сакскому периоду, т.е. борьбы среднеазиатских саков с воинами Александра Македонского.

Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены казахскими археологами в 1969 г. при раскопках сакского кургана Иссык (что расположен между озером Ис­сык-Куль и городом Алматы). Только иссыкские бляшки были золотыми, со­хранившись в обширной коллекции неразграбленного кургана, а барскаунские – бронзовые, с бракованными отходами, что позволяет уверенно гово­рить об их местном производстве.

Происхождением из Барсхана можно считать и серебряный кубок сак­ского времени, украшенный полтора столетия спустя арабской надписью в честь караханидского кагана XI в. Тогрул-карахана. Именно он правил Барс-ханом в 1059-1975 гг., в те времена, когда Юсуф Баласагуни создал «Кутадгу Билиг», а Махмуд Кашгари «Диван лугат-ат-Тюрк» *- знаменитые сочинения восточных авторов.

Теперь проблема I.

Уникальная своей надписью чаша находится в частной коллекции. Впервые предмет осматривали музейные специалисты и археологи Государ­ственного Исторического музея КР в 1993-1994 годах с целью приобретения в фонды музея. Уже тогда было отмечено выдающееся культурное, научное и историческое значение данного предмета. Но Министерство культуры не смогло выделить необходимую для приобретения сумму.

Музеем была прове­дена экспертиза металла, из которого была изготовлена чаша – серебро 903 пробы, высота чаши 13,7 см, диаметр 15,6 см, вместимость 1,8 литра. Чаша кругло донная с петлеобразной ручкой по верхней части. Почернение с араб­ской надписью, в которой названо имя Тогрул Карахан – правителя караха-нидской династии из Барсхана. По предположению М.Н. Федорова, осматри­вавшего чашу в 1994 г. первоначально это был сакский кубок VI-V вв. до н.э., который мог принадлежать древнему зороастрийскому кочевому священни­ку.

В XI в. из сакского кубка была сделана чаша для восточно-караханидского правителя из Барсхана. Надпись гласит (уточненный перевод арабиста Имран Шахрура): «Хакан славнейший, господин, государь победо­носный, побеждающий, опора государства и праведник религиозной общины Тогрул кара-хакан, приближенный повелителя правоверных (т.е. халифа)».

2 По датировке акад. В.В. Бартольда, поддержанной польским востоко­ведом О. Прицаком и германским нумизматом М.Н. Федоровым время прав­ления Имад ад-Даулы Тогрул кара-хакана охватывает 451-467//1059-1075 гг. т.е. третью четверть XI в. В таком случае значимость чаши как культурно­го и исторического наследия неизмеримо возрастает.

Эта уникальная именная чаша, которая исгюльзовалась на протяже­нии тысячи (или даже 2,5 тыс.) лет, на данный момент не имеет аналогов в Кыргызстане. Т.е. можно отметить, что экспонат является великолепным и пока единственным образцом караханидской именной торевтики третьей четверти XI в. н.э., место которой, несомненно, в государственном музее. Но приобрести её мы не можем. Не исключено, что находка уплывет за рубеж.

В прибрежных водах Дархана и Сару нами были обнаружены бронзо­вый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Ранее ар­хеологи находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, украшенные бронзовыми фигурками зверей, камни (кайраки) с крестами и христианской эпитафией.

Все это побудило нас организовать специальную археологическую экс­педицию на Иссык-Куль в поисках затонувших памятников культурного на­следия древнего и средневекового Кыргызстана. Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации но­вых подводных историко-археологических объектов, максимально полное об­следование затопленного городища Кара-Ой и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.

В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м, в 2003 г. буквально в последний день полевого сезона со дна озера было поднято два бронзовых жертвенных котла, анало­гичным тем, которые были широко распространены в античную сакс кую эпоху по всему Семиречью.

Большой котел был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и вид­нелся только нижний ободок поддона. Раскопки и подъем котла были осуще­ствлены с использованием лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь, своей хорошей сохранностью и почти полной неокиелейностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было.

Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хорошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 – вертикальные и 2 – горизонтальные.

Рядом на дне (метров в 10), был обнаружен малый бронзовый котел то­го же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и песком. Вы­ступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырьмя паль­цами. Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, прове­денный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетельствуют о местном производ­стве предметов.

Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. – временем активного зарождения ряда кочевых государств Цен­тральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.

Находки подтверждают распространение металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., говорят о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие коче­вой или полукочевой образ хозяйствования и жизни.

Проблема II.

Мы, из-за отсутствия средств и собственных профессиональных архео­логов-подводников не можем сами организовать экспедиции. Но любители дайвинга – подводного плавания – с каждым годом f все чаще и больше посещают Иссык-Куль. Со дна собирают все более-менее ценные археологические предметы и вывозят безнаказанно за рубеж: или сдают антикварам. Это так называемые «черные» археологи. А попросту грабители госу­дарственного культурного наследия.

Вывод:

1. Следует организовать ежегодную постоянно-действующую археоло­гическую экспедицию на Иссык-Куль.

2. Объявить озеро охранной зоной с запретом самовольных акваланги­стов собирать ценные находки или раскопки под водой.

3. Взять по строгий контроль туристические организации с целью про­паганды и строгого соблюдения Закона Кыргызской Республики об охране и использовании памятников истории и культуры.

Главные направления будущих исследований: хронологическая разра­ботка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объ­ектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, мате­риальной и духовной культуры. Основная задача – восстановление древней и средневековой цивилизации Иссык-Куля, а, следовательно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии. Руководитель подводных археоло­гов проф. Прапор С.С. уезжая из экспедиции, так охарактеризовал свои впе­чатления о затонувших памятниках Иссык-Куля:

«Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но что­бы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уни­кальнейшие предметы многотысячелетнего возраста – в нашей, да и в ми­ровой практике подводной археологии, – случай небывалый.

Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние.

Сосуд прекрасно украшен: в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоился на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом. Дух захватывает, когда думаешь о том,, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш, долг перед потомками!».

Впереди новые экспедиции. Новые исследования подводных памятни­ков древней цивилизации Иссык-Куля. А на сегодня отправной точкой для исследования подводного Иссык-Куля в качестве «книги лоцмана», могут слу­жить две монографические публикации 2005 г., в издании которых автор принимал непосредственное участие – «Все об Иссык-Куле» и «Наш Кыргызстан».

Источник: Новости Мира Археологии

Цитата

Позора следует бояться больше, чем смерти
Античный афоризм