Подземные пещеры Киевской лавры известны в мире давно. Первые упоминания о них были в 1051 году, хотя сами лабиринты существовали гораздо раньше. Этот древний монастырь хранит в себе столько тайн, что до сей поры учёные делают открытие за открытием, проникая всё глубже в вековые загадки истории.
Киево-Печёрская Лавра разделена между Национальным Киево-Печёрским историко-культурным заповедником и уникальным монастырским комплексом. На территории заповедника расположены Музей Книги, Музей исторических драгоценностей, Государственная историческая библиотека Украины, Музей театрального и музыкального искусства, Музей микро миниатюр, Музей голограмм и Музей украинского декоративного искусства.
В 1990 году Киево-Печерская Лавра внесена в список выдающихся исторических памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры, территория которых принадлежит Печерской монашеской общине, находятся захоронения монахов, а также некоторых выдающихся государственных лиц ушедших столетий. Так, в лаврской обители обрели покой Великий князь Литовский Ольгерд и Петр Столыпин.
В Лавре жил и работал летописец Нестор, известный нам по «Повести временных лет», и составитель карт подземных лабиринтов Афанасий Кальнофойский. В Лавре нашли последний приют былинный богатырь Илья Муромец, первый врач Киевской Руси Агапит Печёрский и другие исторические личности.
На территории монастырского комплекса, который в XIX веке включал в себя шесть монастырей, находятся многочисленные соборы, колокольни, трапезные, братские корпуса и другие храмовые постройки.
Тёплый климат, близость воды и холмистый рельеф правого берега Днепра привлекали людей, пожелавших уединиться от мирской суеты. Поэтому на протяжении многих эпох в пещеры под Киевом устремлялись монахи из других монастырей, а также люди, отрекшиеся от светской жизни ради возвышения духа.
Начало духовному подвижничеству положил священник из ближайшего села Илларион, который сам вырыл себе пещеру подальше от мирских глаз. Позже в эти края пришёл афонский монах Антоний, он поселился в пещере Иллариона. Затем появился Феодосий и другие отшельники. Они выкопали себе пещеры и кельи для жилья. Постепенно образовалась целая система подземных коридоров. Когда число монахов приблизилось к двенадцати, они построили первую наземную церковь.
История Лавры насчитывает много веков, и за такой протяжённый период пещерные ходы меняли свое направление, глубину, конфигурацию. Появлялись новые проходы под землей, засыпались или замуровывались старые. Это происходило из-за оседания грунта, обвалов. Иногда вода проникала в келью или подземный зал, и жившие там монахи вынуждены были отрезать этот участок пещер от основного массива. Так менялся общий рисунок подземных галерей.
Размывание грунта происходит и по сей день. Институт Геологии Украины в настоящее время проводит исследование в Ближних пещерах. Гидролог Вадим Рыбин поясняет: когда влажность превышает 5%, песчаник размокает и превращается в песок. Чтобы обезопасить строения и пещеры, на территории Лавры постоянно ведутся укрепительные работы.
Подземные ходы под Киевом расположены в два яруса. Как правило, это длинные тесные полукруглые проёмы в пластах земли, то спускающиеся вниз, то поднимающиеся вверх, часто петляя вправо-влево. Тусклый электрический свет рассеивается в узком пространстве, словно поглощаемый чем-то. Видимость неважная. Порой встречаются заложенные кирпичами ниши – скорее всего, ответвления лабиринтов, куда доступ запрещён.
Стены тоннелей часто влажные, с проступившими капельками росы. Это подземные воды просачиваются в древние обиталища монахов. Те самые 5%. Температура в пещерах даже в знойный летний полдень не поднимается выше 10 градусов. Холодный воздух с запахом не то сырости, не то плесени и ещё каких-то неопознанных ароматов, проникает в лёгкие, но вызывает не бодрость, а скорее, состояние удручённости.
Холод снаружи, холод внутри тела создаёт впечатление, что сам превращаешься в замшелый камень. Чуть задержался у древних мощей, вычитывая таблички, группа ушла. Полумрак. Над головой 9 метров песка и глины, стены подтекают, а где-то неподалёку мощи усопших монахов: 80 – в Ближних пещерах, 45 – в Дальних.
В такой момент пропадает всякий интерес к тайнам древних подземелий, и мечтаешь об одном: сидеть бы сейчас в 3D-кинозале Блокбастера и смотреть на такие же катакомбы, уплетая попкорн и запивая вредной для здоровья кока-колой.
О длине пещерных лабиринтов говорили разное. Средневековые исследователи писали, что протяжённость ходов достигает 100 миль, некоторые считали, что около 1000 миль. Поговаривали, что под Днепром есть тоннель, и что некоторые пещеры связывают Киев с Черниговом, Москвой, Новгородом. Но никто не подтвердил эти факты, однако никто и не опроверг их.
Поскольку длина и разветвлённость лабиринтов росла, появилась потребность в картах. Только они помогли бы ориентироваться под землей. На то время монахи рисовали отдельные схемы лаврских лабиринтов.
И лишь Афанасию Кальнофойскому удалось упорядочить множество разрозненных сведений о пещерах того времени. Он поместил известные ему карты подземных ходов с внутренними церквями, галереями, трапезными в свою книгу «Тератургима», которая была издана в 1638 году. Ценность тех старинных карт в том, что они помогают сегодняшним учёным обнаружить пещеры и кельи, а возможно, и древние захоронения, доступ к которым был закрыт из-за земельных обвалов прошлых лет или по иной причине.
В подземельях Киевской Лавры есть немало удивительных захоронений. Многие пещеры ещё в давние времена были отданы под усыпальницы для монахов. И по сей день в углублениях стен с двух сторон узких и низких коридоров лежат тела наиболее почитаемых обитателей монастыря.
На территории Лавры учёные постоянно проводят исследования в области археологии, биологии, медицины, истории. Так, были изучены мощи первого лекаря Киевской Руси Агапита, Нестора-Летописца и героя славянского былинного эпоса Ильи Муромца.
По поводу Ильи учёные мужи долго спорили, миф это или реальность. Трудно было избавиться от старых представлений о том, что Илья Муромец – всего лишь персонаж старинных сказок, которые бабушка рассказывала в детстве. Тем не менее, человек по имени Илья из города Мурома действительно существовал.
Учёных легенды не устраивали. Им нужны были факты, и они капитально взялись за научные исследования. Три года – с 1989 по1992 – ушло на установление подлинности мощей, принадлежащих Илье Муромцу.
И хотя монах Афанасий Кальнофойский засвидетельствовал факт захоронения Муромца в Лавре, всё равно учёные умы наших дней решили всё перепроверить сами. Вот тогда было доподлинно доказано, что в Ближних пещерах Лавры покоятся останки Ильи из Мурома. Дата его рождения находится между 1150 – 1165 годами, прожил он 40-55 лет и погиб от глубокой раны в грудь.
По воссозданным описаниям и скульптурным портретам выяснилось, что телосложением Илья Муромец был коренастый, с развитой мускулатурой. К тому же, это был высокий для своего времени человек, его рост достигал 177 сантиметров. У него было много переломов костей, что говорит об участии в сражениях. Известно также, что человек умер от глубокой раны: меч или копье пронзило грудную клетку воина-богатыря.
Специалисты с кафедр анатомии, гигиены, биохимии, рентгенологии немало времени провели в Лавре за изучением древних захоронений. Тела покоившихся монахов исследовали всесторонне. Помимо прочего, учёные искали следы препаратов для бальзамирования тел умерших, антисептиков и прочее, что могло заинтересовать фармацевтику.
Врач из московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин оказался талантливым скульптором. Он взялся реконструировать внешность наиболее известных личностей, захороненных в киевских катакомбах. Таким образом, он создал целую серию скульптур, чтобы современные люди могли представить себе, как выглядели в жизни древние обитатели лавры. Герою русских былин и сказаний Илье Муромцу Сергей Никитин уделил особое внимание.
Источник: Новости Мира Археологии