Археологическая экспедиция Мариупольского государственного университета вернулась со спасательных раскопок кургана в урочище Гайдамацкий Кут Новоазовского района. Этот курган был впервые выявлен археологами только в прошлом году. Но «черные археологи» успели узнать о нем раньше и в поисках наживы уничтожили центр кургана.
Рассказывает начальник археологической экспедиции МГУ, преподаватель кафедры исторических дисциплин университета Вячеслав Забавин: «Осенью прошлого года в ходе археологической разведки мы обнаружили этот курган. Подошли, увидели небольшое всхолмление высотой до полуметра, грабительскую яму, вырытую в центре кургана, размерами почти два на два метра.
На поверхности валялись фрагменты керамической посуды, человеческих костей. После обнаружения кургана мы провели большую подготовительную работу. Наш вуз подал запрос на раскопки в Институт Археологии НАН Украины, в Министерство культуры и туризма. Когда все разрешения были получены, можно было начинать раскопки».
Курган этот, по словам археологов, насыпан в позднем бронзовом веке, то есть в середине второго тысячелетия до нашей эры древними индоиранцами, жившими в наших краях. Судьба его не менее интересна, чем человеческая. Много веков курган, видимо, стоял нетронутым.
Затем цивилизация добралась и до него. В конце XIX - начале XX века жители соседнего хутора устроили в нем кладбище. В 30-е годы прошлого века хуторян раскулачили, и населенный пункт прекратил свое существование. Кладбище было забыто. В 60-е годы на кургане установили геодезическую вышку, которую спустя тридцать лет, в «смутное» время, спилили «на металл». А потом до кургана добрались грабители, так и оставшиеся неизвестными.
«Некоторые из «черных археологов» в свое время проходили практику в настоящих археологических экспедициях. Поэтому навыки раскопок у них имеются» - говорит помощник начальника археологической экспедиции МГУ Сергей Небрат. «Черные» полностью уничтожили центр злосчастного кургана, разорили центральное погребение, и затем копание бросили.
Что они там нашли? То же, что потом нашли археологи: человеческие кости и раздавленные керамические горшочки. Потому, видимо, и бросили раскопки. После этого подкопанный курган должен был быстро разрушиться под действием ветров и дождей. «Грабители никак не обогатились на этом кургане. Тот же раздавленный керамический горшочек грабитель даже никому не сможет продать», - говорит Вячеслав Забавин.
Археологическая экспедиция в МГУ проводилась в рамках обязательной археологической практики студентов-историков после первого курса. Постоянно работало около 25 человек, среди них окончившие первый курс, также добровольцы второго-третьего курсов, которые раньше ездили на раскопки и увлеклись этим делом, общением с природой, вечерними посиделками у костра…
Девушки тоже были, в основном, они занимались кухней, но иногда требовали равноправия: брали лопаты и целыми днями копали. Еще приезжали волонтеры из Мариупольского общества краеведов и крепкие парни Мариупольского общества страйкболистов - «ударная сила» раскопок. Жили все в палаточном городке.
Раскопки начались 29 июня, окончились 11 июля. «Работа проходила в быстром темпе. Нужно было за две недели успеть полностью исследовать курган. Оставить его недоизученным мы не могли, иначе чем бы отличались от «черных» грабителей? Курган был поделен на квадраты, было вскрыто около 140 квадратных метров площади. Мы раскопали девять человеческих погребений. Каждое сопровождал керамический горшочек», - говорит Вячеслав Забавин.
Древние люди, насыпавшие этот курган, были земледельцами, державшими в качестве подсобного хозяйства скот. Они принадлежали к так называемой срубной культуре и хоронили своих мертвых в особой позе: скорченными, строго на левом боку, с поджатыми ногами, головой в восточный сектор кургана. Перед лицом покойного ставили керамический сосуд. Видимо, с едой или для еды – точно об этом знали только сами древние люди.
Точно так же нет единого мнения среди ученых, к чему было хоронить покойников в скорченной позе. Может быть, это поза зародыша для новой жизни? Или просто поза спящего?
Поскольку курган был впервые обнаружен только в прошлом году, его не было в реестре памятников археологии. Местное сельскохозяйственное предприятие, распахивая свои земли, видимо, не раз задевало его тяжелой техникой. С кургана был срезан верхний слой, пострадали некоторые погребения.
«Череп на месте, ноги на месте, а ребер абсолютно нет. Их нашли уже где-то в отдалении, в перемешанном виде. Видимо, прошел трактор. В данном случае совесть арендаторов чиста, потому что этот курган не был указан ни на одной карте», - комментирует Вячеслав Забавин.
По его словам, даже те курганы в окрестностях Мариуполя, которые нанесены на карту и о которых знают сельскохозяйственники, все равно страдают от распашки: «Арендаторы земли, видимо, считают, что если не распахать центр кургана, то с ним все будет в порядке. Центр кургана остается нетронутым, но его полы распахиваются нещадно. А ведь погребения необязательно находятся в центре. Например, в курганах бронзового века они, как правило, как раз в полах.
В том, что мы раскопали на Гайдамацком Куте, погребения тоже смещены от центра к югу. Почему к югу? Возможно, по религиозным соображениям. У древних ариев, например, южная сторона ассоциировалась с миром предков. Мотивы мы можем лишь предполагать, только дальнейшее глубокое исследование, с привлечением разных источников, антропологических, этнографических и прочих, позволит делать более обоснованные высказывания».
По правилам, охранная зона кургана – его высота, помноженная на десять. Далеко не все, даже сознательные арендаторы и фермеры, ее соблюдают. Даже если курган не распахан, но по нему прошла тяжелая техника, под давлением в земле ломаются кости, раздавливаются глиняные сосуды.
«Лучше всего курганы до сих пор защищают те, кто их насыпал, то есть, древние, - говорит Сергей Небрат. - Если при создании курганов они создавали каменные насыпи, то эти панцири до сих пор не позволяют распахивать их».
Керамика из кургана на Гайдамацком Куте после необходимых исследований будет храниться в Мариупольском краеведческом музее, человеческие кости ждут изучения антропологов. Сам курган после раскопок более не существует, его площадь выровнена, и местное сельхозпредприятие может без опаски пахать и сеять на его месте.
Источник: Новости Мира Археологии