История, греч., 1) совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще (общая И.), так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества (И. литературы, религии, права, народного хозяйства и тому подобн.), иногда также совокупность фактов, относящихся к прошлому из жизни природы, мира животных и растений (И. солнечной системы, И. земли, И. органич. мира).—2) Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний (И. какой-либо др. науки, например, И. философии, И. математики, история физики и тому подобн.), исследующая свой предмет “историческим” методом, т.-е изучающая причины его происхождения, условия его развития и роста, причины происходящих в нем перемен и связь его с другими явлениями во времен и пространстве. В тесном смысле под И. разумеют науку о прошлом. культурных народов, то есть имевших большее или меньшее влияние на судьбы человечества. Фактический материал И. извлекается из исторических источников или памятников. Памятники бывают вещественные (здания, храмы, гробницы, произведения искусства, предметы культа и домашняя утварь, монеты, медали, печати и др.), устные (предания, песни, пословицы, обычаи, праздники) и письменные (надписи, мемуары, дневники, письма, деловые и судебные документы, государственные акты, летописи, книги и др.). Изучение памятников выделилось в специальные дисциплины: археология, эпиграфика, палеография, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, геральдика, генеалогия, фольклористика и др. Историческая критика занимается определением достоверности сообщаемых источниками известий.
Первоначально И. представляла собою простой пересказ совершившихся событий (хроники, летописи); позже исторические труды стремятся выяснить внутреннюю взаимную связь событий, их причинную последовательность и закономерность (прагматическая И.); затем историки, помимо описания внешних событий, изучают самые формы духовного и материального быта (религиозные движения и организации, правы и обычаи, произведения искусства и изящной литературы, промышленные и торговые организации), что составляет предмет культурной истории. Различают еще политическую И. (международные отношения, войны, смена династий, перемены в государств. устройстве и управлении и пр.) и социальную (общественные движения, борьба классов, экономический и духовный строй и др.); затем различают И. отдельных народов в государств и Историю всеобщую или всемирную, которая стремится представить картину прошлой жизни всех культурных народов с указанием взаимодействия судьбы одного народа на других. Всемирную И. делят на древнюю до V. в. по Р. Хр., среднюю (VI—XV вв.), новую (XVI—XVIII) и новейшую (с XIX в.) Основной идеей современной исторической науки является идея закономерности и эволюционности исторического процесса, то есть между всеми явлениями историч. жизни наблюдается неизменная связь причин и следствий и эволюционная последовательность (развитие более сложных явлений из простых в определенном порядке). Эта связь и последовательность обобщаются в законах исторического процесса. Научная дисциплина, рассматривающая основные вопросы методологии И., называется историкой; исследующая отвлеченно сущность и законы исторического процесса — наз. философией И.